Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Тема урока: Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная.  Электроотрицательность химических элементов.

 

Цель: на основе знаний о строении атома и природы химической связи формировать понятия: «ковалентная химическая связь», «ковалентная полярная и неполярная связь» «электроотрицательность химических элементов».

Задачи:

- обеспечить деятельность учащихся по закреплению понятий: строение атома, ковалентная химическая связь и изучению не­полярной  и полярной ковалентной связи; электроотрицательность атомов химических элементов;

      - создать условия для разви­тия умений составлять электронные и графические формулы                 простых и сложных веществ, модели молекул с ковалентным типом связи; определять тип связи;

      - содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, са­мооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

1.     Организационный момент.

Добрый день! Сегодня мы начинаем изучение темы. Ковалентная химическая связь: полярная и неполярная.  Электроотрицательность химических элементов. Для лучшего понимания нового материала необходимо освежить изученный ранее материал.

 

2.     Мотивация:

 

 Дем. опыт 1. Демонстрируем учащимся любой предмет: соль, гвоздь, сера, фосфор, аммиак, соляная кислота и задаем вопрос: «Почему этот предмет может существовать? Почему оно не рассыпается? Почему могут существовать другие предметы?». Ответ необходимо дать в конце урока.

За счет образование химических связей.

 

Определяем тему урока и целеполагание.

 

 Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Электроотрицательность.

 

3.     Актуализация знаний.

Задание учащимся у доски по карточкам (индивидуальное задание) - 5б

№1. Изобразить схему строения и электронную формулу атомов кислорода и кремния.

№2. Изобразить схему строения и электронную формулу атомов азота и аргона.

№3. Изобразить схему строения и электронную формулу атомов водорода и хлора.

 

Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу  -5б

 

1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4:

а) Mg; б) Si; в) Cl; г) S.

2. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:

а) 14; б) 18; в) 8; г) 24.

3. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют:

а) s-орбиталями;

б) p-орбиталями;

в) d-орбиталями;

г) f-орбиталями.

4. Максимальное число электронов на р-орбиталях:

а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.

5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу

1s22s22p63s23p1:

а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.

6. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

7. Атом какого химического элемента содержит три протона?

а) B; б) P; в) Al; г) Li.

8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +22?

а) Na; б) P; в) О; г) Ti.

9. Число нейтронов в атоме марганца равно:

а) 25; б) 29; в) 30; г) 55.

10. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно:

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – в, 6 – а, 7 – г, 8 – г, 9 – в, 10 – б.

Фронтальная беседа по нижеследующим вопросам. +По 1б

1. Каково строение атома? +ядро и - электроны

2.  Как располагаются электроны в атоме? По орбиталям

3.  Каково строение устойчивой электронной оболочки? 2,8 электрона

Человек заглянул внутрь атома, научился им управлять. Атомные корабли, атомные электростанции… Познав тайны атома, известные человечеству, мы можем утверждать, что очень немногие элементы в природных условиях могут существовать в форме одиночных атомов.

4.Какие это элементы? (благородные газы)

5.Что и как заставляет атомы соединяться в молекулы и другие структурные объединения сложных веществ? химическая связь

     6. Что такое химическая связь? Это взаимодействие, которое связывает отдельные         
           атомы в более сложные системы.

7.     В чем причина ее возникновения? Стремление  к устойчивому состоянию

8.     Какова природа химической связи? Электростатическая

9.   Назовите основные типы химической связи. Ковалентная, ионная, металлическая.

10.  В чем сущность образования ковалентной связи? Образование общих электронных пар.

11.  Какая связь называется двойной, тройной, одинарной? Ков. связь, обр. одной, двумя, тремя общими электронными парами.

12.  Какая из этих связей самая прочная? Тройная связь.

 

4.Изучение нового материала и первичный контроль

Каждый атом стремится завершить свой внешний электронный уровень, чтобы уменьшить потенциальную энергию. Поэтому ядро одного атома притягивает к себе электронную плотность другого атома и наоборот, происходит наложение электронных облаков двух соседних атомов.

Связь между атомами в молекуле водорода, которую мы рассматривали на предыдущем уроке, осуществляется за счет общей электронной пары. Такая связь называется ковалентной.

Ковалентная связь – это химическая связь образующая за счет обобществления электронов взаимодействующих атомов.

 

 Используем построенные элект­ронные формулы молекул простых веществ неметаллов, учащимися при ответе у доски.

Запишите электронные формулы молекул простых веществ неметаллов:

    

      ••      ••

  •• CI •• CI ••               -     электронная формула молекулы хлора,                          

      ••      ••

      CI -- CI                  -      структурная формула молекула хлора. 

              

 

          ••     

  •• N •• N ••               -     электронная формула молекулы азота,                          

          ••    

 

      N ? N                   -     структурная формула молекулы азота.

 

 

Приходим к выводу о том, что в молекулах, состоящих из атомов одно­го и того же элемента, общая электронная пара располагается симме­трично между ядрами. Она принадлежит обоим атомам в одинаковой степени. Такая ковалентная связь называется неполярной и возника­ет между атомами неметаллов одного и того же химического элемента.

 

Какую связь называют ковалентной неполярной? Читаем (Учебник стр.72). Записываем.

Ковалентная неполярная связь – это взаимодействие между атомами неметаллов одного и того же элемента.

 

Но молекулы могут образовывать и разные атомы неметаллов, и в этом случае общая электронная пара будет смещаться к более электроотрицательному химическому элементу.

Изучить материал учебника на стр.73. и записываем определение.

Электроотрицательность (ЭО) — способность атомов химического элемента притягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.

Наибольшей способностью притягивать к себе электроны обладают атомы самого активного неметалла фтора F, а наименьшей — самого активного металла франция Fr. Поэтому величина электроотрицательности может служить характе­ристикой металличности или неметалличности атомов химических элементов.

Чем больше величина ЭО, тем больше неметалличность атомов дан­ного элемента. Чем меньше величина ЭО, тем больше металличность атомов элемента.

Характер изменения величины электроотрицательности полностью отра­жает периодическая система. В периодах с ростом атомного номера электро­отрицательность увеличивается слева направо, а в главных группах убывает свёрху вниз. Это связано с увеличением или ослаблением притяжения элек­тронов внешнего слоя к ядру.

Неметаллы первых трех периодов в порядке увеличения электроотрица­тельности располагаются в следующий ряд:

Si , В, Н , Р , С , S , С1 , N, О , F

Увеличение электроотрицательности

Если ковалентная связь образована атомами с разными значениями ЭО, то общая электронная пара смещается в сторону более электроотрицательного атома.

Демонстрация схемы образования полярной ковалентной связи в молекуле хлороводорода. (Записываем в тетради).

В молекуле HCl общая электронная пара смещена к атому хлора, как более электроотрицательному, так как его ЭО выше. В результате такого смещения электронов на одном атоме возникает частичный отрицательный заряд, а на дру­гом — такой же по величине, но положительный заряд:

8+ Н —  8- С1

Образование частичных зарядов на атомах Н и С1 приводит к возникнове­нию двух полюсов в молекуле HCl — положительного и отрицательного электроотрицательности которых несильно отличаются. По­этому эту молекулу называют полярной или диполем («два полюса»). Так образовалась ковалентная полярная связь.

В пару общую сложили

Электроны хлор и «аш».

Справедливо не делили —

К хлору пара подалась.

Силой хлор всегда гордился —

Их к себе поближе сгреб.

Водород их не лишился,

Побежав за ним взахлеб.

Рядом парочка навечно

В одну формулу сплелась,

Называется, конечно,

Ковалентной эта связь.

 

 Читаем (Учебник стр.74). Записываем.

 Ковалентная связь между атомами элементов с различной электро­отрицательностью называется полярной.

Чем выше ЭО одного элемента и чем ниже другого, тем более полярна хи­мическая связь между ними.

Составление электронных формул молекул фтораводорода, хлороводорода и воды:

 

             ••

     H ••  F  ••               -     электронная формула молекулы фтораводорода,                          

             ••

 

      H > F                  -     структурная формула молекулы фтораводорода.

 

     H ••  С1  ••               -     электронная формула молекулы хлораводорода,                          

             ••

 

      H > С1                  -     структурная формула молекулы хлораводорода.

 

Ковалентная связь Н—F более полярна, чем связь Н—С1, так как F более ЭО.

 

Если молекула образована только двумя атомами, то полярность ковалептной связи одновременно указывает и на полярность всей молекулы. Но если в составе молекулы 3, 4 или большее число атомов различных элементов, то тог­да ее полярность определяется взаимным расположением полярных связей.

              ••

     H ••  O ••               -     электронная формула молекулы воды,                          

              ••

              H  

    Н >О                   -    структурная формула молекулы воды.

            ^

            Н 

5.Закрепление материала.

Задание по группам:

1-2 группа: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи      Br2    ;   NH3.

 

3-4 группы: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи   F2      ;      HBr.

 

Фронтальный опрос: + по 1б

1. Что такое «электроотрицательность»?

2.Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе по периоду? Покажите это на примере элементов II периода.

3.Как меняются значения электроотрицательности внутри главных групп?

4.Какие из элементов: углерод или кремний более электроотрицательны и почему?

5.Какой самый электроотрицательный химический элемент?

6.Какие элементы более электроотрицательнее металлы или неметаллы?

7.Определите вид связи в следующих веществах: S, P205, H2S, С12, N2, CS2, SO2.

8.Исключите лишнее из каждого нижеприведенного ряда:

а) СO2, NH3, Р4, Р2O5;

б) Сl2, S, N2, СO2.

6.Обобщение и систематизация материала и контроль усвоения

В качестве логического обобщения урока можно использовать, на­пример, схему классификации ковалентной связи.

 

 

Ковалентная связь (за счет образования общих электронных пар между атомами)

 

 

По электроотрицательности

 

По кратности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неполярная (одинаковая электро­отрицательность)

 

Полярная (разная

электро­отрицательность)

 

Одинарная

 

 

Тройная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двойная

 

Проведем Лабораторный опыт 2 Составление моделей молекул с ковалентным типом химической связи

Цель: разви­вать умения составлять электронные и графические формулы        простых и сложных веществ, модели молекул с ковалентным типом связи; определять тип связи;

 Из полученных моделей атомов выберите шарики: белые шарики — это модели атомов водорода;  синие шари­ки — модели атомов кислорода;  зеленые шарики — модели атома хлора.

    Сконструируйте из этих шариков модели молекул следующих веществ: а) водорода; б) хлороводорода; в) воды; г) кислорода.

Можно  модели изготовить  дома из пластилина раз­ного цвета. Попробуйте сделать шарики, различные не только по цвету, но и по величине, учитывая, что атомы имеют различные массы. Для соедине­ния атомов в молекулы можно воспользоваться спичками, зубочистками.

7. Подведение итогов и рефлексия

1. Как вы считаете, как усвоен изученный вами материал?

а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) не усвоен.

2. Сравните вашу самооценку усвоения с результатами контроля.  

(Учитель приводит количество допущенных ошибок и учащиеся соотносят свою самооценку (общую для класса) с их числом. Таким образом выясняется адекватность самооценки).

3.Можете ли вы сейчас ответить на вопрос, который мы ставили в начале урока? Почему эти предметы  могут существовать? Почему оно не рассыпается? Почему могут существовать другие предметы?». За счет образование атомами химических связей.

 

8. Домашнее задание: §17 Упр. 4,7.9.

 

Матюк Т.Д., учитель химии и биологии


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
X