Сайт "Методическая кладовая"- разработки уроков, тезисы и научно-практические работы учащихся, аквамир, библиотека, фото и видеоматериалы и.т.д.

              Время: Загрузка...

 


"Ратичская средняя  школа"

Официальный сайт школы


Подробности на странице

"В мире животных"


Первый рыболовный интернет-магазин в Гродно
Купить рыболовные снасти в Гродно теперь проще!

 

 


Яндекс.Погода

До Нового

2012 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.

Владелец сайта © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

(6 КЛАСС)

                                                         (СОВМЕСТНО С ЧЛЕНАМИ КРУЖКА « Юный аквариумист»)

ЕСТЬ У ПРИРОДЫ СЕРДЦА БЕЗОТКАЗНЫЕ...

(Экологическая конференция с элементами дискуссии и  деловой игры)

Цели и задачи: учить детей человечности, пониманию, что все живое на Земле имеет право на жизнь; показать детям потребность охраны раститель­ного и животного мира; познакомить с основными причинами исчезновения растений и животных, с особо охраняемыми природными территориями; учить применять свои знания в нестандартных ситуациях, учить высказы­вать свое мнение и обосновывать его; развивать речь, критическое мышле­ние, познавательный интерес, умение слушать и анализировать; воспиты­вать у детей гордость за то, что у них в стране берегут и охраняют природу.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, Современная иллюстрированная  биологическая энциклопедия, рисунки, биологические словари, правила поведения в природе.

Ход занятия

1. Организационный момент

— Какое сегодня занятие? (Экологическая конференция.)

— С каким настроением вы пришли на занятие?

— Послушайте стихотворение.

Если деньги накопить,

Можно многое купить —

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

— Ребята, есть ли что-нибудь такое, что нельзя купить? (Нельзя купить речку, облака, природу.)

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

— Красота, которую дарит нам природа, бесценна, нет таких денег, которые могут заменить свежее дыхание леса, голубое небо, чистые реки и озера с зелеными берегами.

— Дорогие ребята! Все мы живем в одном огромном доме, который называется Природа. Кто еще живет с нами в этом доме? (В этом доме с нами вместе живут звери, птицы, рыбы, насекомые, растения. Все вместе они составляют часть того, что мы называем биоразнообразием.)

 

2. Работа со словарями

— Найдите в словаре юного натуралиста значение слова биоразнообразие.

— Ученые насчитали более чем 1,75 млн. различных видов растений и животных. Но в последние годы многие виды исчезают, потому что человек охотится на животных, разрушает места их обитания, коллек­ционирует редкие виды растений.

На сегодняшний день в Беларуси произрастает 11,5 тыс. видов расте­ний. Биоразнообразие животного мира: 30 тыс. видов беспозвоночных и 457 видов позвоночных, в том числе 309 видов птиц, 73 вида млекопита­ющих, 59 видов рыб.

— Сегодня в гости к нам пришла Природа.

Природа.      Я — Природа. Я — великий мастер,

                      Вечный мастер жизни. Я могу

                      Подарить за соучастъе

                      Гриб в лесу, ромашку на лугу,

                      Небо в час восхода и заката,

                      Ягоду в бору...

— Дорогие ребята! Вы все красивые, умные. Я пришла просить у вас помощи. Каждый день с лица Земли исчезает около 100 видов растений и животных. Под угрозой полного исчезновения находятся тигры, носороги, снежные барсы, а также некоторые виды насекомых. Я не могу понять, почему это происходит.

 

3. Сообщение темы и целей

Учитель. Уважаемая Природа! Сегодня у нас экологическое занятие

«Есть у Природы сердца безотказные...» Мы подумаем, как решить эту глобальную проблему.

 

4. Принятие правил

Учитель. У нас сегодня необычное занятие. Вы поделены на 2 груп­пы — экологи и эксперты.

Каждая группа, работая совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может, что-то нужно добавить?

Примерные правила, записанные на доске:

1.  Активная работа на занятии каждого участника.

2.  Внимательность к выступающему

3.  Доверие друг к другу.

4.  Право каждого на свое мнение.

 

5.  Дискуссия

— Юные экологи и эксперты! Предлагаю вам приступить к решению проблемы «Почему исчезают растения и животные?» Как вы считаете, что является главной причиной исчезновения животных и растений?

Эколог. Я думаю, что одной из главных причин: является незаконная торговля редкими и вымирающими животными и растениями, которая при­носит большие деньги.

  Коллекционирование дикорастущих растений представляет угрозу для многих видов. Коллекционеры почти погубили редкие орхидеи и не­прихотливые кактусы.

— Я считаю, что много животных гибнет из-за охоты. Человек убивает животного ради пищи, одежды, в научных целях.

Учитель. Что по этому поводу скажут эксперты?

Эксперт. Первым шагом в борьбе за сохранение редких животных и растений стало создание Красной книги. В Красную книгу Республики Бела­русь включено 189 вида животных, 274 растений, 17 грибов и 17 лишайников.

Эколог. В каком году была издана первая Красная книга Беларуси?

Эксперт. Первая Красная книга Беларуси была издана в 1981 г.

Учитель. Какие животные, обитающие на территории Беларуси, зане­сены в Красную книгу? (Выхухоль, среднеевропейский лесной кот, летучая мышь, дрофа, скопа, орлан-белохвост, черный аист, камышовая жаба и др.)

— Какие животные, обитающие на территории Беларуси, занесены в Международную Красную книгу? (Зубр.)

  Какие растения занесены в Красную книгу Беларуси? (Кувшинка белая, ветреница лесная, купальница европейская, волчеягодник, воровик, горечавка вечерняя, кубышка малая, жимолость высокая, морошка, пере­леска, сон-трава и др.)

Эколог. Одной из причин гибели животных и растений является нарушение мест обитания. Это связано с деятельностью человека: рубка леса, осушение болот, создание искусственных водоемов, поселений и т. д.

— Я думаю, что животные и растения исчезают, потому что мы загряз­няем их жилой дом. В водоемах живет много животных и растений, а люди загрязняют их, выбрасывают мусор, незаконно ловят рыбу. Все это приво­дит к гибели природы.

Эксперт. В начале XX в., когда люди заметили, что ценные растения и животные исчезают, стали создаваться заповедники. Заповедники — это острова спасения для животных.

Педагог: Откройте словари и прочитайте, что такое заповедник.

— Какие вы знаете заповедники на территории Беларуси? (Припятский заповедник, Полесский радиационно-экологический заповедник)

— Какие охраняемые территории находятся близ вашего места житель­ства? (Памятник природы «Парк Поречье»,)

— Для общения людей с прекрасными творениями природы создаются природные национальные парки. В Беларуси уже созданы четыре нацио­нальных парка: Припятский, Браславские озера,  Нарочанский и самый из­вестный — Беловежская пуща.

— Неотъемлемой частью национальных парков являются памятни­ки природы. Широко известны такие парки, как Гомельский, Мирский, Несвижский, Кобринский и др. Еще одной формой охраны природных богатств являются заказники. В Беларуси их более ста: озерные, болотные, ботанические, зоологические. Недалеко от нас находится Сопоцкинский заказник

Эколог. Я думаю, что больше всего гибнет растений и животных во время лесных пожаров. Они являются серьезной угрозой лесу. Огонь уничтожает деревья, растения, животных. Причин возникновения лесных пожаров много, но в большинстве случаев виноват человек.

Учитель: Большой вред лесу можно принести и: по-другому. ( На столах лежат карточки) Здесь путем перестановки слов и знаков зашифрована поговорка о том, как люди могут нанести лесу непоправимый вред: «Один — пустыню оставляет тропу; тысяча — след в лесу; сотня — человек».

  Как вы думаете, что это значит? (Один человек оставляет в лесу след, сотня тропу, тысяча пустыню.)

— Нам нужно бережно относиться к природе и не топтать растения, не ломать деревья. Самой страшной причиной гибели природы являются войны.

— Именно природа формирует характер народа, его национальные чер­ты. Истинный патриот не может не любить природу своей страны. Все виды природных охранных территорий — это богатство нашего народа.

 

6. Правила поведения в природе ( Учащиеся рассказывают и держат в руках рисунки и запрещающие знаки)

НЕ разоряй муравейники!

НЕ лови красивых насекомых — они стали редкими.

НЕ трогай птенцов ни в гнезде, ни на Земле!

НЕ убивай лягушек, жаб, змей — они полезны.

НЕ рви цветы в природе!

НЕ сбивай ногами несъедобные грибы, они полезны лесу!

НЕ оставляй после себя мусор, не будь похож на животное!

НЕ оставляй надписей в природе!

 

7. Игра «Шифровка»

На доске вывешиваются плакаты с изображением животных и цифр под ними, из которых складывается высказывание: БегЕмот (1,4), оРЕл (2, 3), тИГр (3, 2), бЕЛка (3, 2), СлОн (1, 3), Тюлень (1), ПОпугай (1, 2), ЖиРАф (1, 4, 3), бАбочка (2) — «Берегите лес от пожара!».

— Вам предстоит прочесть шифровку Для этого нужно вспомнить назва­ния животных на плакатах, выписать буквы, которые находятся под соответ­ствующим номером в названии, и составить из выбранных букв пожелание.

 

8. Информ-дайджест

    Природа. Олег, какие национальные парки ты знаешь? (Припятский, Браслаеские озера, Нарочанский, Беловежская пуща.)

    Природа. Катя, какие ты знаешь причины исчезновения живот­ных? (Животные исчезают из-за охоты на них, торговли, загрязнения и исчезновения мест обитания.)

    Природа. Мирослав, назови животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. (Выхухоль, среднеевропейский лесной кот, летучая мышь, дрофа, скопа, орлан-белохвост, черный аист, камышовая жаба и др.)

    Природа. Ира, как охраняют природу в нашей стране? (Создают заповедники, национальные парки, экологические центры.)

9. Игра «Как я берегу природу?»

Чтение учащимися стихотворения В. Орлова.

Смотрю на глобус — шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

— Ты береги нас, береги!

 

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

— Ты береги нас, береги!

 

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

— Ты береги нас, береги!

 

Остановил олень свой бег:

— Будь человеком, человек,

В тебя мы верим, не солги.

Ты береги нас, береги!

 

Смотрю на глобус — шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: — Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!

— Сейчас глобус будем передавать по кругу. Каждый, держа его в руках, говорит, что бы он сделал, чтобы сберечь Землю, например: «Земля, я хочу сберечь тебя, поэтому я выращиваю цветы». (Земля, я хочу, чтобы воздух над тобой был чистым, поэтому я бережно отношусь к своим вещам и ничего не сжигаю. Земля, я хочу, чтобы было больше лесов, поэтому я берегу бумагу и сдаю макулатуру. Земля, я хочу, чтобы водоемы твои были чистыми, поэтому я не загрязняю их. Земля, я хочу слышать голоса птиц, поэтому я не шумлю в лесу! Земля, я люблю цветы, поэтому не рву их! Земля, я люблю птиц, поэтому не трогаю птенцов в гнездах! Земля, я хочу, чтобы ты была чистой, поэтому я не оставляю после себя мусор! Земля, я не хочу, чтобы ты болела, поэтому не разоряю муравейники! Зем­ля, я берегу тебя, потому что люблю! Земля, я люблю тебя, поэтому я не оставляю надписей в природе!)

Природа. Мне очень понравилось занятие. Теперь я точно знаю, что у меня есть безотказные сердца — защитники природы. Я считаю, что совместными усилиями мы сможем сохранить все живое на Земле.

Учитель. Природа — наш общий дом, и если он будет чистым, то жизнь будет здоровой. Ведь очистить территорию от мусора, сохранить первоцветы, редких жуков и бабочек от истребления, посадить дерево — в наших силах! Это может каждый. Это можешь ты!!!

 

Гапоник Л.Б., классный руководитель 6 класса


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика     Rambler's Top100    
X