Сайт "Методическая кладовая"- разработки уроков, тезисы и научно-практические работы учащихся, аквамир, библиотека, фото и видеоматериалы и.т.д.

              Время: Загрузка...

 


"Ратичская средняя  школа"

Официальный сайт школы


Подробности на странице

"В мире животных"


Первый рыболовный интернет-магазин в Гродно
Купить рыболовные снасти в Гродно теперь проще!

 

 


Яндекс.Погода

До Нового

2012 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.

Владелец сайта © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Тема урока:

Значение воды и ее охрана.

 

Цель урока: сформировать общие представления о значении воды и ее охране.

 

Задачи:

·        Закрепить знания по теме «Вода»

·        Сформировать представление о значении воды.

·        Развивать навыки работы с учебником и тетрадью.

·        Воспитывать экономное  и бережное отношение к воде.

 

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Леонардо да Винчи:

“Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте,

Слово какое чудесное,

Красивое, доброе, чуточку нежное.

-Здравствуйте!

Скажем мы  новому  дню!

-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!

Здоровья желаем всем и всему!

-Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа, скажите ему здравствуйте  и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

2.  Мотивация

На нашей планете есть ещё одно вещество, без которого жизнь невозможна. А поможет нам его узнать – отгадывание загадок.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита.
Догадайся, кто же я?

 

Гостья нашего урока - обыкновенная вода, налитая в стакан.

Воду считают колыбелью жизни. Вода – одно из самых распространенных веществ на Земле.

 Тема нашего урока «Значение воды для жизни на Земле и ее охрана»

3.Актуализация знаний.

Отвечают на вопросы актуализирую­щие знания о воде:

1.Вода — это сложное или простое вещество? Какими атома­ми образована она?

2. Где в основном на нашей планете находится вода и в каких состояниях бывает вода?

3.При какой тем­пературе вода закипает?

4.При какой температуре она испаря­ется?

5.При каких условиях вода замерзает?

6.Почему лед не тонет и какое значение это име­ет для природы Земли?

7.Откуда на Земле появилась вода?

8.Какую воду называют атмосферными осадками?

9.Какие осадки вы знаете?

10.Какими же свойствами обладает это удивительное вещество?

4.Изучение новой темы

 В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И всё это – только вода.
 

 

Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она – непременная составляющая часть всего живого. Считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле.

Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды.

Все растения и животные содержат в себе воду. Чтоб в этом убедиться проведем опыт.

 Д.о. На парте у вас небольшой листок растения. Потрите его пальчиками. Что можете сказать?

Разрежьте яблоко, картофель. Что можете сказать?
Дети. Вода находится и в растениях.

Из воды состоят все живые растительные и животные существа: арбузы - на 96%. огурцы - на 95%; помидоры - на 90%, яблоки - на 85%; картофель - на 76%; рыбы – на 75%;  а медузы на 96-97 % состоят из воды. А в теле взрослого человека – около 70% воды. Знаете ли вы, что при потере человеком 1 литра воды (это примерно 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При потери 6 - 8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации. А при потере  более 12% от массы  тела человек погибает.

Каждому живому организму необходим стабильный уровень содержания влаги, иначе он не сможет жить. Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов издавна воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки.

Сейчас я предлагаю, самостоятельно прочтите в учебнике 2 и 3 абзац стр.108, и рассмотрите рис.92,а также  послушать стихотворение, которое расскажет нам учащаяся,  и ответить на вопрос, где же используется вода человеком?

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смеем вам мы доложить:

Без воды нам не прожить.

- Итак ребята, где и для чего используется вода?

1.   для питья (Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди).

2.    в быту (Без воды не замесить тесто для хлеба, без воды не попьете чаю, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды).

3.    средство гигиены (Вода моет всех людей, животных, города, машины, дороги). Одним словом вода необходима для поддержания чистоты.

4.    среда обитания В воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше.

5.    дорога (Еще вода — это самая большая и удобная дорога. По воде человек передвигается. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров).

6.   Для получения электрического тока (водяные электростанции)

7.   красота, познание и отдых (Люди стремятся изучить подводный мир, они наслаждаются красотой водных просторов, отдыхают около водоёмов)

8.   кормит  (Но вода не только «поит», но еще и кормит — по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов). В соленых водах морей и океанов очень много водорослей. Ими питаются водные животные. Также водоросли используют в пищу, на корм скоту и в медицине.

 

Молодцы, ребята, теперь мы знаем, что вода играет большую роль в нашей жизни.

5. Закрепление.

Я вам выдам листочки, а вы попробуйте их соотнести в нашу схему (р-та в группах).

                                              Вода в природе

Среда обитания           Часть живого организма                    В неживой природе

Рыб, медуз, китов,        растения, животные, человек           камни, реки, моря, иней, роса,

водоросли, каралов      кровь, мышцы, мозг, слюна             океаны, грунтовые воды, лед

5.физкультминутка

   К речке быстро мы спустились,
   Наклонились и умылись.
   Раз, два, три, четыре,
   Вот так славно освежились.
   А теперь поплыли дружно,
   Делать так руками нужно:
   Вместе – раз, это брасс,
   Одной, другой – это кроль.
   Все как один плывем, как дельфин.
   Вышли на берег крутой,
   И отправились домой.

 

6. Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению. На сушу приходится третья часть территории, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода или Океан! Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Есть один факт, довольно интересный – если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, а все океаны, моря и реки, озера разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита 9-метровым слоем воды. Вода везде…И в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого организма.

 

 - Ребята, а как вы думаете, если воды на нашей планете так много, нужно ли её беречь?

 

Ведь основные запасы пресной воды находятся в реках, озёрах, в недрах земли. Запасы эти катастрофически истощаются (1/3 человечества земного шара пользуется привозной водой из других регионов мира). На каждые 100 литров воды Земли только 2 литра пресной воды. Большое её количество находится в ледниках. Вода — одно из главных богатств на Земле.

 Поэтому охрана вод – одна из основных проблем в государстве.

   - Ребята, а что будет если исчезнет вода? Или вода на планете загрязниться и станет непригодной для питья.

А такая угроза существует, чтобы было понятно почему предлагаю послушать сказку.

А вы ребята, внимательно послушайте сказку и ответьте на вопрос: из-за чего загрязняется вода?

     (Я сказку начинаю, дети продолжают читать по ролям. В это время на фоне журчит речка.)

      Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка –   чистая и прозрачная.  К реке спешили животные, чтобы напиться;  дети – чтобы  искупаться;  рыбаки наловить рыбы.

    Все любили эту реку!

   Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной:         

   серой, жёлтой, красной, чёрной…

                                       Плачет малая речонка,

                                      Одолел речонку страх.

                                     Стала речка тонкой – тонкой,

                                     Обмелела на глазах.

  Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

 Улитка  - Соседка, почему ты такая красная?

 Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к  воде две трубы.  

Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я  и стала от сточных вод  красной.

 Улитка  - А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл  сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы.

Пожелтела наша заводь.

Улитка  -  А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая  рыбка  -  Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.

 Улитка   - Ой, а это ещё кто?

 Чёрная рыбка  - Не пугайтесь, подружки.  Я такая же рыбка, как и вы,  только   почернела от нефти, которую возили по нашей речке.  Нефть покрыла воду тонкой  плёнкой, стало  нечем  дышать,  нечем питаться,  а  на  берегу   лежат   утки и умирают.  Их крылья слиплись от нефти.

 Улитка - Да, уж досталось вам.

     Грустная сказка! Но и быль не радостней.

Самостоятельно читаем на стр.109, и прослушав сказку ответе, что может привести к загрязнению воды?

 В результате хозяйственной деятельности человека в мире наблюдается уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение многих водоемов, истощение запасов подземных вод. Ежегодно в моря и океаны,  реки и озера попадает огромное количество нефти и горюче-смазочных веществ. Неразумное использование воды приводит к тяжелым последствиям.    

   На Земле 6 миллиардов человек, из них 2 миллиарда не имеют возможности пить чистую питьевую воду. К  2030 г. 47 % мирового населения будут жить под угрозой водного дефицита .

     Предотвратить загрязнение водоемов позволит строительство очистных сооружений на производствах.

     - Ребята, а вы знаете кто из живых организмов является живым фильтром? Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям и животным, так называемым санитарам водоемов, живым фильтрам. К ним относятся  камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт. Двустворчатые моллюски – беззубка и перловица – процеживают воду через свое тело. Фильтруют воду и небольшие рачки – циклопы и дафнии. А речной рак и вовсе является индикатором загрязненности. Он обитает только в чистой воде.

       В водопроводные трубы вода попадает из открытых водохранилищ, но прежде чем она попадет к нам, она проходит очистку, ее очищают от крупных примесей, отстаивают, фильтруют, обеззараживают хлором, озоном, затем еще раз отстаивают и только потом отправляют в водопроводную сеть. Такая очистка воды называется фильтрованием. В домашних условиях применяют бытовой фильтр.

7.Закрепление.

Учитель.  Ребята, а скажите  мне какое вещество имеет похожие свойства с водой?

Давайте сравним свойства воздуха и свойства воды.
Одинаковые свойства: прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Необходима для жизни всех живых организмов.

8.Обобщение и систематизация

В заключение нашего урока хочу вернуться к словам, сказанным Леонардо да Винчи: «Воде дана была волшебная власть стать соком жизни на Земле»

Действительно ведь вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям.

Вода одно из самых главных богатств Земли, т.к. делает много доброго для человека и живых организмов. Даже в далекие времена люди  с уважением относились к воде.

Вода важна для всех. Вода источник жизни на Земле. Ее надо беречь и охранять.

9.Контроль знаний.

1.Вода существует в природе в 3-х агрегатных станах, назовите их:

2.Какое значение имеет вода для живых организмов, растений и животных?

3. Какое значение имеет вода для человека?

4.Источники загрязнения воды.

5.Приведите способы очистки воды.

10.Рефлексия и подведение итогов.

Ребята, попробуйте оценить свою работу на уроке по шкале «Интерес» и «Активность».

Кто испытывал трудности и в чём?

Те, которым понятна тема.

Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

Ребята, кому захотелось поделиться своими открытиями дома с родителями?
 Кто хотел бы удивить нас на следующем уроке?

11. Домашнее задание:  §24. 

Синквейн.

  • Вода.
  • Обычная, удивительная.
  • Течёт, льётся, журчит.
  • Берегите воду!
  • Жизнь.

Пословицы о воде:

·         Была бы водица, а зелень народится.

·         Умный человек, как родник.

·         Под лежачий камень, вода не течет.

Урок хотелось бы закончить словами французского летчика, писателя, который вынужден был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус глотка воды, Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете...» Ты сок жизни!

Матюк Т.Д., учитель биологии и химии


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика     Rambler's Top100    
X