Сайт "Методическая кладовая"- разработки уроков, тезисы и научно-практические работы учащихся, аквамир, библиотека, фото и видеоматериалы и.т.д.

              Время: Загрузка...

 


"Ратичская средняя  школа"

Официальный сайт школы


Подробности на странице

"В мире животных"


Первый рыболовный интернет-магазин в Гродно
Купить рыболовные снасти в Гродно теперь проще!

 

 


Яндекс.Погода

До Нового

2012 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.

Владелец сайта © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Урок географии по теме: Машиностроение

Цели:

--организовать деятельность по углублению знаний учащихся о значении машиностроения в мировой экономике, особенностях его развития на современном этапе, отраслевой структуре, основных чертах и факторах размещения его отраслей;

-- развивать знания о лидирующих странах и регионах мира по производству продукции машиностроения;

--овладеть умением показывать на карте регионы и страны—главные центры машиностроения.

      Тип, форма урока: изучение нового материала; практикум.

 

                          Ход урока.

1.      Актуализация знаний.   

Мы продолжаем изучать географию отраслей мирового хозяйства.

2.Изучение нового материала.

             План:

1.     Машиностроение, общая характеристика.

2.     Электронная промышленность

3.     Транспортное машиностроение.

4.     Общее машиностроение.

Машиностроение - главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это обусловлено тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями труда (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население - предметами потребления, в том числе длительного пользования 

Беседа.--- Из курса истории вспомните, когда возникло машиностроение как отрасль? (более 200 лет назад во время промышленной революции в Англии)

-- Почему машиностроение является главной отраслью современной промышленности? (слайд 1 и 2)

Состав машиностроения таков: (слайд 3)

--какие вы знаете отрасли машиностроения?  Разделите известные вам отрасли машиностроения на три группы: старые, новые и новейшие (железнодорожное, авиастроение, ракетостроение, энергетическое, автомобилестроение, судостроение , станкостроение, тракторостроение, электроника и электротехника, роботостроение) (слайд 4)  запись схемы в тетрадь

-- а какие факторы размещения производства машиностроения? (слайд 5)  и соотнесите эти факторы со схемой:

    Старые                                новые                          новейшие

 

сырьевой                           трудовой                              научный

                                         потребительский                    трудовой

--какой вывод можно сделать из всей  этой схемы? Почему возрастает роль  научного и трудового фактора,  а роль сырья уменьшается? (металл частично заменяется пластмассами и другими материалами)

Сделаем вывод: (слайд 7)

А сейчас проведем практикум и определим географию основных отраслей машиностроения.

--сделаем анализ карты «Машиностроение и металлообработка» (стр.38)    и определим регионы и страны с разным уровнем развития машиностроения. Выполните  зад.1 на контурной карте стр.26.

    География мирового машиностроения отличается очень большой неравномерностью размещения: почти 9\10 всего производства размещается в развитых странах. Можно выделить такие регионы машиностроения: слайд 8

--как вы думаете, чем можно объяснить развитие машиностроения в некоторых странах Африки, Азии, Латинской Америки?(Сборочный цех).

         Физкультминутка

А сейчас мы будем изучать географию отдельных отраслей машиностроения по тексту учебного пособия, карте атласа. Работаем по группам: 

1---электронная промышленность

2--- автомобилестроение

3--- судостроение и авиационная промышленность

4---общее машиностроение.

         и по плану:  

План характеристики отрасли машиностроения:

--значение отрасли, особенности и тенденции развития;

--факторы размещения;

--главные регионы и страны—лидеры в производстве продукции;

--крупнейшие компании в отрасли;

--заполнение табл.1 в тетради:

                                    География машиностроения

Отрасль машиностроения

Факторы размещения

Страны- лидеры в производстве

Особые примечания

Электронная

Наукоёмкий потребительский  трудовые ресурсы

США, Япония, Тайвань, Корея, Франция, Германия, Китай

Рост производства наиболее сложной и дорогой продукции

Автомобилестроение

Транспортный сырьевой потребительский

США, Япония, Германия, Италия, Китай, Корея

Перемещение производства из пром. развитых стран в развивающиеся

Судостроение

потребительский

Корея,Япония, Китай

Перемещение производства из Европы в Азию

Авиационное

наукоемкий

США, Россия,Франция,

Великобритания,Канада, Китай

Международная кооперация

     

Обсудить предоставленную информацию, обсудить, уточнить, внести в таблицу

3.     Закрепление. Слайд 9

4.     Д\з: параграф 21, (слайд 10)

5.     Рефлексия.

Разделите отрасли машиностроения на группы:  старые, новые и новейшие:

- железнодорожное, авиастроение, ракетостроение, энергетическое, автомобилестроение, судостроение, станкостроение, тракторостроение, электроника и электротехника, роботостроение

План характеристики отрасли машиностроения:

--значение отрасли, особенности и тенденции развития;

--факторы размещения;

--главные регионы и страны—лидеры в производстве продукции;

--крупнейшие компании в отрасли;

--заполнение табл.1 в тетради:

Отрасль машиностроения

Факторы размещения

Страны - лидеры в производстве

Особые примечания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительный материал.      

    Авиаракетно-космическая промышленность (АРКИ) - типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе авиационной промышленности, которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, различных космических аппаратов, двигателей, приборов и др.. Эта отрасль относится к наиболее наукоемких, занимая лидирующие позиции (вместе с электроникой) в расходах на научные разработки. Вместе с тем она отличается повышенной трудоемкостью, поэтому на ее предприятиях очень большая доля инженерно-технического персонала и работников высшей квалификации. Характерной чертой АРКП есть и ее высокая капиталоемкость. Еще одна, не самая важная ее особенность заключается в тесных связях с военно-промышленным комплексом. Этот комплекс полностью или частично принадлежат ее крупнейшие концерны и корпорации "Макдоннел-Дуглас", "Локхид Мартин", "Боинг", "Нортроп", "Юнайтед текнолоджиз" в США, "Аероспасиаль", "Бритиш эйрспейс", "Даймлер- Бенц "в Западной Европе.
Все это определяет как производственные, так и территориальные аспекты развития АРКП. К первым из них относится, например, незначительный объем "искусственной" продукции: сейчас в мире производится около 1000 авиалайнеров и 600-1000 вертолетов в год; ко вторым - концентрация предприятий отрасли в отношении незначительном количестве наиболее развитых стран.
Самолеты и вертолеты выпускают примерно 20 стран. Лидирующие позиции среди них занимают США, Россия и Франция, после них - другие развитые страны, хотя в последнее время авиастроение появилось и в некоторых развивающихся странах (Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан). Производство ракетной техники и космических аппаратов территориально еще более ограничено (США, Россия, Франция, Великобритания).
Общее мировое производство продукции авиаракетной-космической промышленности в 1988 г. оценивалось в 75 млрд дол. США, в 1993 г. - в 100 млрд, а в 1998 г. - в 150 млрд долл.. (Из этой суммы на Северную Америку и Западную Европу приходится по 50 млрд).
В судостроительной промышленности мира пик производства пришелся на 60-е и первую половину 70-х годов XX в. Наибольшие объемы производства наблюдались в 1975 г., когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн бр.-рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. - 3,5 млн, в 1960 г. - 8 млн, в 1970 г. - 22 млн.) Но затем эта отрасль вступила в полосу кризиса, обусловленного прежде мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. Уже в 1980 г. суммарная водоизмещение спущенных на воду морских судов составила 14 млн бр.-рег. т, то есть всего за пять лет оно сократилось в 2,5 раза. В 1990 г. оно осталось на уровне 15 млн бр.-рег. т и только потом начало постепенно расти, снова поднявшись до 20 млн бр.-рег. т. Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения.
До Второй мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания, имевшая мировое первенство в этой области с начала XIX в. Перед Второй мировой войной она только спускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов. Значительные мощности судостроения имеют и другие страны Западной Европы. В 1950 г.
в состав первой десятки судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды, ФРГ, Франция, Дания, Италия, Бельгия. Но сейчас из этих стран в первой десятке остались только Япония (с 1956 г. она заняла первое место), Германия, Дания, Италия, Нидерланды, тогда как Франция оказалась на 12-м месте, Норвегия - на 13-м, а Великобритания - на 14-м месте. В 2000 г. на первую позицию в области вышла Республика Корея, которая еще в конце 1960-х годов вообще не производила морских судов.
        Считают, что автомобилестроение, которое возникло в конце XIX в., Относится к новых отраслей промышленности. Но среди этой группы отраслей оно продолжает играть особую роль. По масштабам влияния на мировое хозяйство в течение всего XX в. автомобилестроения уступает только нефтяной промышленности.
Автомобильная промышленность - главное транспортного машиностроения. Более того, во многих развитых странах она обеспечивает от 5 до 10% всего производства ВНП. Но значение ее выходит за пределы транспортной подотрасли. Неудивительно, что в течение XX в. мировое производство автомобилей постоянно росло. Перед Второй мировой войной в мире выпускалось около 4 млн автомобилей в год, в 1950 г. их производство превысило 10 млн, в начале 60-х выпускали уже 20 млн, в 1970 г. - 30, в 1980 г - 40, в середине 90-х годов - 50 млн, затем - еще больше. Из этого количества почти 4/5 приходится на легковые автомобили, остальное - на грузовые и автобусы.
Основной тенденцией географических сдвигов в мировой автомобильной промышленности в течение XX в. было ее распространение на значительное количество стран и регионов. Еще в 1950 г. в этой области почти полностью господствовали США (83% мирового производства), а 14% приходилось на Западную Европу, но потом начался переход от моноцентричной территориальной модели к полицентрической. В 1970 г. доля Западной Европы в мировом производстве легковых автомобилей увеличилось до 46%, а Северной Америки - уменьшилась до 32%, началось также формирование третьего мирового центра автомобилестроения в Японии (13%). В 1980-е годы становления и укрепления этих трех ведущих центров в основном завершилось: в 1990 г. Западная Европа производила около 40% всех легковых автомобилей, Япония - почти 30% и Северная Америка - 20%, тогда как на все другие регионы и страны (СССР, Восточная Европа, Республика Корея, Бразилия и др.). приходилось только 10% их мирового выпуска.
Для 1990-х годов было характерно дальнейшее пространственное "растекания" автомобильной промышленности, прежде всего свойственно Латинской Америке и Азии. В конце 1990-х автомобильные и автосборочные заводы размещались уже в девяти странах Латинской Америки: в Бразилии, Аргентине, Мексике, Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Чили, Уругвае и Перу. Из стран Азии, кроме Японии, быстрыми темпами эта отрасль развивалась в Республике Корея и Китае, но она распространилась также в Турции, Индии, Малайзии.

Учитель географии Бойша Елена Михайловна


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика     Rambler's Top100    
X