Сайт "Методическая кладовая"- разработки уроков, тезисы и научно-практические работы учащихся, аквамир, библиотека, фото и видеоматериалы и.т.д.

              Время: Загрузка...

 


"Ратичская средняя  школа"

Официальный сайт школы


Подробности на странице

"В мире животных"


Первый рыболовный интернет-магазин в Гродно
Купить рыболовные снасти в Гродно теперь проще!

 

 


Яндекс.Погода

До Нового

2012 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.

Владелец сайта © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

5-й класс

Живая природа в сказке-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца".

Цели урока: показать единство человека и природы, выявить способности природного мира мыслить и чувствовать, воспринимать человека как живое существо, раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя, развивать навыки художественного анализа, воспитывать любовь к природе.

Задачи урока: создать атмосферу сотворчества в общении с учащимися, пробудить в них личную заинтересованность в изучении темы, вести совместный поиск.

Оборудование: презентация в программе Power Point.

(Слайд  2)

 

Эпиграф:

« Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»

Константин Паустовский

 

Ход урока

1. Слово учителя.

         Сообщение целей урока. Тему урока («Живая природа в сказке-были М.М.Пришвина») учащиеся формулируют самостоятельно после выступления ученика с заранее подготовленными загадками о природе.

Задание  «Отгадай загадку»

1. Никто ее не пугает, а она дрожит (осина)

2. Платье потерялось, пуговки остались (рябина)

3. Сама холодная, а людей жжет (крапива)

4. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (ромашки)

5. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (мох)

6. Не солнце, не огонь, а светит (светлячок)

7. Без рук, без ног, на брюхе ползает (червяк)

8. Днем молчит, ночью кричит (филин)

9. Посередь деревьев кузницы куют (дятлы)

10. Не птица, а летает (летучая мышь)

11. Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка)

12. Вьется веревка, на конце головка (змея)

13. Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (кукушка и ромашка)

14. Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач)

15. Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед (вишня)

16. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-человечьи плавает (лягушка)

17. Две сестры весной зелены, к лету одна краснеет, другая чернеет (смородина)

18. Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет (паук и паутина)

19. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет и орешки грызет (белка)

20. Под соснами, под елками лежит клубок с иголками (еж)

         - Чем объединены данные загадки? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.  

Михаил Михайлович Пришвин - это тот писатель, для которого природа была жизнью, без неё не сформировался бы его талант, его самобытность и он сам как человек. Он своим творчеством утверждал идею единства человека с миром природы. Мне кажется, что прозу Пришвина можно с полным правом назвать "природной мозаикой русского языка".

Недаром К.Г.Паустовский говорил: "Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем".

(Слайд №4 – книги Пришвина)

Давайте же посмотрим, как автору удалось передать это всё нам так, что мы сами видим себя в лесу вместе с Митрашей и Настей, можем наблюдать то, что они наблюдали, слышать то, что они слышали, переживать с ними и за них.  Цель у вас едина: раскрыть мастерство Пришвина как писателя.

 

2. Беседа.

 Как назвать одним словом тех, кто действует в произведении? Можно ли сказать, что природа тоже герой, персонаж произведения?  А каких героев вы можете назвать?

 

3. Повтор. средств худож. выразительности – слайды 5-7.

 

4. Слайд 6 – рисунок «Сосна и ель». Художественный пересказ отрывка (заранее подготовленный ученик).

- Что изображено на рисунке? - Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?

 - Какие изобразительные средства помогают автору нарисовать зримую, очень выразительную картину? (Эпитеты - "злой ветер", метафоры - "ветер-сеятель", олицетворения - "деревья стонали и выли", сравнения - "как живые существа")

- Какую роль играют в тексте эти изобразительные средства? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчёркивают восприятие автором природы как живого существа.)

- Каков символический смысл истории жизни "несчастных деревьев"? (Причина несчастья деревьев в их разобщённости. Отрывок - миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: "великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки." В этом смысле все люди и все существа составляют одно дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая веточка.)

 

5. Продолжение беседы. Стр. 54 – выраз. чтение отрывка.  - Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит? (Лисичка, ёлочки, берёзки: о любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением.)

 

 Автор не просто любит природу, но и очень хорошо её знает. Сколько видов растений и животных он упоминает в произведении? (Животных - 24, растений - 17)

 

6. Слайды № 9 – 14 (изображения упоминаемых птиц и издаваемые ими звуки).

 

7. Продолжение беседы. Заполнение таблицы «Одухотворение природы» (работа в группах). Слайд 15:

эпитеты

олицетворения

Сравнения

цель использования

Непроходимая заросль ивы, предрассветная темнота

Осели кочки, утро продвигалось

Болота, как море

 

 

Слайд 16:

- Какими средствами автор развивает мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого отдельного живого существа?

(Наполняет мир голосами, движением, радостью, тревогой и объединяет всё образом солнца. Писатель считал, что, чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это "родственным вниманием".)

 

Слайд №17

- Обладают ли дети "родственным вниманием" к миру? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни? А вы?

 

8. Викторина.

- Как называется изображение природы в художественном произведении? (пейзаж)

- Куда попал Митраша? (елань)

- Что " в лесу добрее матери бывает"? (компас)

- Как называется лес, в котором растут сосны и ели? (бор)

- Как называется спасительная трава? (белоус)

- Травка и лисичка охотятся; как называется преследование дичи или зверя? (гон)

 

9. Подведение итогов.

Давайте обобщим, каковы особенности описания мира природы в сказке-были Пришвина? (Слайд №18).

Составление синквейна по понятию «природа» - слайд № 19.

 

- В чём смысл названия сказки-были? Как человек должен распоряжаться наследством, которое ему оставила природа?

Солнце - источник всего живого на Земле. И человек, и природа входят в "кладовую солнца".  Как растения, умирая и превращаясь в удобрение, передают солнечное тепло, так и мы, люди, должны передавать опыт разумного исследования природы, жить по закону правды, т.е. любви ко всему живому. Поэтому так современно звучат слова Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя. Слайд № 20.

10. Выставление оценок за урок.

11. Домашнее задание: главы 5-10 читать, вопрос 6 стр.68.

Прокопчик Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы

 


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика     Rambler's Top100    
X