Сайт "Методическая кладовая"- разработки уроков, тезисы и научно-практические работы учащихся, аквамир, библиотека, фото и видеоматериалы и.т.д.

              Время: Загрузка...

 


"Ратичская средняя  школа"

Официальный сайт школы


Подробности на странице

"В мире животных"


Первый рыболовный интернет-магазин в Гродно
Купить рыболовные снасти в Гродно теперь проще!

 

 


Яндекс.Погода

До Нового

2012 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.

Владелец сайта © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Занятие кружка «Юный аквариумист»  

по теме «Особенности размножения и развития рыб».     2 часа

 

Тип занятия: комбинированный

Цель урока: изучить особенности размножения и развития рыб

Задачи:

- обучающие: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование и усвоение основных понятий по теме: особенности размножения и развития рыб; разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида;

   - развивающие: создать условия для развития  мышления, памяти, речи учащихся; формирования умений анализировать учебный материал, вести дискуссию;

      - воспитательные: содействовать в ходе занятия воспитанию общебиологической культуры и чувства любви к природе, пониманию её хрупкости и необходимости защиты.

Оборудование: таблица «Речной окунь», влажный препарат «Внутренние органы рыбы», географическая карта, книги В.Астафьева «Царь-рыба» и Ф.Абрамова «Жила-была сёмужка», презентация к уроку, карточки( лежат на партах у детей), мультимедийный проектор

 

                                                     Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада снова  видеть вас и надеюсь, что наше очередное занятие будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.

Девиз сегодняшнего занятия:  Слайд 1

 На занятии  нам, друзья,

Черепахами быть никак нельзя.

Как рыбки будьте быстры

И новые знания получите вы.

Психологический тренинг:  Слайд 2

Закройте глаза. Пожелайте себе доброго дня, удачи, спокойствия. Пожелайте, чтобы у нас получилось хорошее занятие

 

Актуализация знаний

Ребята, с нашим сомом клариусом случилась беда, он попал в сети браконьера. Нам нужно немедленно освободить его

Игра «Освободи клариуса»

На доске рисунок рыбы, окружённый сетью (полоски сети с вопросами на обратной стороне). Дети по очереди подходят к доске, снимают вопросы и когда будет дан правильный ответ на последний вопрос – клариус будет  выпущен.

Вопросы на полосках сети:

1.Что служит опорой тела рыб?

2. Почему рыбы не тонут?

3. Как рыбы распознают вкус пищи?

4. Как рыба дышит? Как называются органы дыхания у рыб?

5. Сколько камер в сердце рыб и их название?

6. Какая кровеносная система  у рыб?

7. Какие органы образуют выделительную систему рыб?

8. Как из организма рыбы удаляются ненужные вещества?

9.  Какие рыбы называются морскими, а какие пресноводными?

10. Из каких отделов состоит тело рыбы?

11. Как рыбы ориентируются в окружающей среде?

12. Что такое рефлекс?

IV.Изучение нового материала.

Ребята, послушайте шотландскую народную песню, которая называется «Форель». Слайд 3

Я семь недель ловил форель,

Не мог ее поймать я,

Я весь промок, и весь продрог,

И все порвал я платье,

Ловил в лесах, ловил в садах,

Ловил я даже в печке.

И что ж? Форель все семь недель

Скрывалась, братцы,

В речке! – заканчивают ученики.

Скажите, а где еще обитают рыбы? (Моря, озера, океаны, пруды.)

Тема нашего занятия :«Особенности размножения и развития рыб». Слайд 4

Мы поговорим об органах размножения рыб, узнаем, где рыбы предпочитают откладывать икру, как происходит процесс оплодотворения и дальнейшее развитие икринок. Слайд 5

Записываем тему занятия в тетрадях

 Предупреждающее задание: в ходе моего рассказа , запишите в тетради органы половой системы рыб.

В основе продолжения жизни любого живого организма лежит процесс размножения, т.е. воспроизведения себе подобного.

Большинство рыб – раздельнополые животные.

Половые органы костных рыб парные, располагаются под почками, по бокам плавательного пузыря.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают половые гаметы – яйцеклетки (икринки), которые выводятся наружу через яйцеводы.

Органы размножения самцов – семенники, в них созревают сперматозоиды и биологически активные вещества, такую жидкость называют молока, выводится по семяпроводам. Все эти органы составляют половую систему рыб.

Итак, назовите, опираясь на записи в тетради, половые органы самок и самцов. Слайд 5

Время наступления половой зрелости у различных видов рыб различно. 

Во время размножения внешний вид рыб меняется. 

Период размножения рыб, т.е. выметывание половых продуктов с последующим оплодотворением называют нерест Слайд 6

Некоторые виды преодолевают тысячи километров до нерестилища, такое перемещение называют миграция Слайд 7

Рыбы совершающие миграции из морей в реки и наоборот называются проходными.

Из морей в реки – лосось, форель, колюшка, сельдь…

Из рек в моря угорь, корюшка (их меньше)

Ребята, а знаете ли вы, что есть летучие рыбы .Давайте посмотрим видеофрагмент о них и о том, как и где они размножаются

Слайд 8 (  научно-популярный фильм « Жизнь», серия « Рыбы»)

Место для нереста определено. Самки разных видов откладывают различное количество икры

Итак, икра выметана, самец поливает её молокой. Происходит наружное оплодотворение.

Какие же стадии должна пройти оплодотворенная икринка, чтобы превратиться во взрослую рыбу?

Рассказ с использованием слайдов 9-14.

А теперь давайте посмотрим, как происходит развитие у илистого прыгуна Слайд 15 (  научно-популярный фильм « Жизнь», серия « Рыбы»)

Слайд 16 и вопрос к учащимся:  Давайте повторим, как происходит развитие рыб?

Но не для всех рыб характерно икрометание, есть и живородящие. Попробуйте отгадать кто это:

Я вечный странник и злодей,

Не сплю даже минуту,

Зубами щелкаю в воде,

Ищу добычу тут я!

(Акула)

Живорождение характерно для рыбы-молот и скатов. Яйцеживорождение характерно для аквариумных рыбок пецилий, меченосцев и гуппи

Плодовитость рыб намного выше, чем у наземных позвоночных. Это приспособительное свойство к условиям существования. Количество икры, откладываемой разными видами, очень сильно варьирует - от нескольких штук у полярной акулы до 200 млн. у морской щуки и 300 млн. у рыбы-луны,  лососевые вымётывают от 2 до 14 тыс. икринок Слайд 17

Давайте проанализируем таблицу. Слайд 18

От чего зависит количество откладываемых икринок?

Между числом отложенных икринок и заботой о потомстве существует зависимость. Чем больше проявляется забота о потомстве, тем меньше число откладываемых икринок. Большое количество икринок – приспособление, обеспечивающее сохранение вида

Наиболее плодовиты рыбы, откладывающие пелагическую и донную икру (пелагическая икра плавает на поверхности воды -  например икра трески и кильки,  затем следуют рыбы, икра которых развивается приклеенной к растениям. У рыб, прячущих свою икру, плодовитость невелика.

Итак, мы познакомились с размножением и развитием рыб.

Давайте составим схему развития рыб на доске. Учащиеся записывают:

оплодотворенная икринка ––> зародыш ––> личинка ––> малек ––> взрослая особь.

Итак, мы с вами можем сделать вывод: из каждой икринки может вырасти взрослая рыба! Но большинство икринок, личинок, мальков гибнет гораздо раньше. Ведь у рыб много врагов – хищников. Среди них и человек.

В наше время рыбам живется очень трудно. И не потому, что люди их ловят и едят, а потому, что человек нарушает среду обитания рыб. Поэтому именно люди самые опасные враги рыб.

А вы знаете, как человек нарушает среду обитания рыб?

Ответы учащихся

– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать);

– загрязнение удобрениями, которые стекают с полей;

– загрязнение бытовыми отходами и мусором.

Наше Правительство заботится об охране природы. Существует  закон об охране окружающей среды, а в нем есть статьи об охране водных богатств и рыб.

Как вы думаете в какое время можно ловить рыбу, а в какое время лов ограничен? (Лов ограничен во время нереста.) Почему? (Потому что рыба должна отложить икру.)

Вывод

Сегодня мало не убить животное. Надо сохранять среду, где животное обитает, где оно может производить потомство. Мы должны научиться существовать с природой и быть ее защитниками.

Так какая же у нас с вами задача? (Оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу.)У Е.Евтушенко есть такие строки

Берегите эти земли, эти воды

Даже малую былиночку любя

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Рыбам посвятили свои произведения многие писатели. Например, Виктор Астафьев написал рассказ «Царь-рыба» (показать книгу). В этом рассказе автор описывает очень большую и очень сильную рыбу. Это русский осетр, который чуть-чуть не утопил рыбака, хотевшего ее поймать.

Другой замечательный писатель, Федор Абрамов, написал северную сказку «Жила-была семужка». Автор описывает историю жизни рыбы – семги. Авторская позиция проявляется уже в названии самого произведения. Он ласково называет рыбу сёмужкой. И имя у рыбки было – Красавка. Вот как описывает автор жизнь этой рыбки: Карточка №1

«С утра она ловила букашек и пауков, которых приносило течением, а затем, если было солнечно, играла: то подталкивала носиком искрометные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, снующими над самой водой, а иногда, ради забавы, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька».

Какие эмоционально окрашенные слова использует автор в этом отрывке?

Семга, о которой идет речь в рассказе Ф.Абрамова, родилась в речке, а потом вместе с другими семгами ушла в море. В море семга проводит большую часть своей жизни. Но когда рыбы взрослеют, у них проявляется инстинкт размножения. Это сложное врожденное чувство, которое заставляет рыб плыть на нерест, плыть, чтобы отложить икру. Семга откладывает икру в реках: входит в них из моря и поднимается вверх против течения. Рыбам приходится очень тяжело, на быстринах течение бывает очень сильным, а путь преграждают различные препятствия. И все-таки рыбы плывут отважно и смело. Давайте посмотрим, как описывает это в своём рассказе это Ф.Абрамов Карточка №2

«...Бешеное течение, ледяные заторы, какая-то преграда из бревен во всю реку» мешает плыть рыбам. Семга делает «яростный взмах хвостом – и тело ее в брызгах и пене взлетает над водой...»

«Постепенно вода в речке начала падать. Семги одна за другой начали вставать на плесы – места, где они выросли». А Красавка «еще долго плыла вверх по речке. Порой ее охватывало отчаяние. Речка от порога к порогу становилась все уже и мельче. Ей часто приходилось плыть через кипящие буруны, со всего маху падать на острые камни...». Но вот наконец и она достигла своей родины!

Где только не встретишь рыб – в морях, прудах, реках. Вот и Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению» однажды пошел на речку за водой, зачерпнул ведро, а там щука. Изловчился Емеля и ухватил её. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, к деткам малым, они меня ждут - не дождутся. А я тебе еще пригожусь».

Интересно, а правду ли сказала щука? Могут ли рыбы заботиться о своем потомстве? Ученые, исследовавшие эту проблему, отвечают «да». Науке известны некоторые виды рыб, заботящихся о своих мальках. 

Сообщение учащихся о

   1) меланохром и овстонии (слайд 19)

   2) горчак

   3)телапия (слайд 20)

   4) курвиценс (слайд 21)

   5) морской конек

   6) колюшка (слайд 22).

Как связаны  между собой количество выметываемой икры и забота о потомстве? 

 (Ответ учащегося: количество икринок обратно пропорционально заботе о потомстве.)

Попробуйте разгадать загадки о рыбах, которые  заботятся о своем потомстве.

В ней нитки нет и нет ушка,

Нет плавников среди брюшка;

Игла от года к году

Все шьет

Морскую воду.

Шьет неспеша – куда спешить?

Ведь море всё равно не сшить!

(Морская игла)

 

В море, в зарослях игриво

Вьется пламя огонька –

Раздувают воды гриву

Норовистого конька.

 

Видит он любую норку,

За добычей смотрит зорко,

Не зевай, глупыш-рачок:

От врага – один скачок!

(Морской конек)

А теперь давайте посмотрим ещё один видеофрагмент о рыбах – драконах и о том, как они заботятся о своём потомстве(  научно-популярный фильм « Жизнь», серия « Рыбы») Слайд 23

Слайд 24 Рыба-бычок (  научно-популярный фильм « Жизнь», серия « Рыбы»)

Ребята, чем отличаются эти рыбы от всех других рыб, с которыми мы познакомились сегодня?

Ответы детей ( Эти рыбы заботятся о своих родителях, кормят их)

Правильно И нам людям тоже следует брать с них пример и не забывать своих родителей, когда мы покидаем родительский дом , создаём свою семью. Мы не должны забывать их, должны их навещать, звонить и особенно заботится о них , когда они станут старенькими и будут особенно нуждаться в нашей заботе и внимании

Таким образом, вы узнали много нового о размножении и развитии рыб.

Предлагаю, вооружившись знаниями отправиться в далекое путешествие – по следам угря.

Нам нужен капитан, который, используя карту, проведёт нас по пути движения угря.

Сообщение учащегося о миграции угря.

V.Закрепление

                                 Карточка №3

- Как называется путь, который прошли мы за угрем? (Миграция)

- Зачем угрю понадобилось плыть за 5.000 км к Саргассову морю? (Нерест)

- Дайте определение понятию нерест.

- Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки. (Проходные)

- Назовите представителей проходящих рыб.

- При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве? (Нет)

                              Каротчка №4

 - Задача:  Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то как бы обмахивает его – подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к нему головой и, оставаясь на одном месте около 30 с, быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самца удалить или вход в гнездо закрыть икра погибнет. Почему?

Ответ: Самец обмахивает и вентилирует икру, снабжая ее необходимым для развития зародыша кислородом. 

Итак, в ходе сегодняшнего урока мы с вами повторили системы органов рыбы, познакомились с новой системой – половой, выяснили способы размножения рыб, определили стадии развития и объяснили одну из причин миграции.

VI.Рефлексия

Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? Какие элементы занятия вам хотелось бы увидеть в следующий раз?

VII. Домашнее задание Слайд 25

Найти пословицы и поговорки о рыбах

Нарисовать рисунки рыб

Найти стихотворения о рыбах

                                          Приложение

Европейский угорь

Но самым известным среди этих рыб является угорь — обыкновенный (или европейский), американский, японский и др. Жизнь этой своеобразной рыбы очень интересна и загадочна. 

Во взрослом состоянии он обитает в реках Европы, включая Англию, Ирландию, Исландию. Обычен и по берегам Средиземного моря (реки Италии, Франции, Марокко и Алжира). В пределах нашей страны угорь живет главным образом в реках бассейна Балтийского моря.

В возрасте 7-8 лет угри, покидая наши реки, идут вдоль побережья Европы на запад, в Атлантический океан, и доходят до Саргассова моря, чтобы отложить там икру и погибнуть.

Саргассово море знаменательно и интересно тем, что оно не имеет берегов. Роль их выполняют окружающие кольцом постоянные морские течения. Вода здесь очень прозрачная, но на ее поверхности плавают огромные скопления бурых водорослей — саргассов, отчего и произошло название моря. На глубине 40 метров вода в два раза теплее, чем на экваторе. Это самое соленое место в Атлантике.

Вот в такое уникальное море и приплывают угри из Европы и Америки, чтобы на большой глубине (до 400 метров) отложить икру, а затем здесь же после нереста погибнуть.

В течение всего этого пути угорь не питается.

Выклюнувшиеся из икринок в Саргассовом море прозрачные, листовидные личинки (лептоцефалы) начинают разноситься Северо-Атлантическим течением. Какая-то часть личинок уносится к берегам Северо-Американского континента, а другая часть с водами мощного течения Гольфстрима за три года достигает берегов Европы. За время морской миграции личинки растут, и к берегам Европы приплывают миллионы маленьких, прозрачных, стекловидных угорьков.

Как видим, угри в течение своей жизни совершают две миграции: первая — личинки из океана перемещаются к берегам материка и входят в пресные воды; вторая — угри по достижении определенной величины и стадии половой зрелости мигрируют обратно в океан на нерест. С помощью мечения было установлено, что скорость их миграций достигает от 15 до 35—50 километров в сутки.

     

 

 

                                            Золотой меланохром 

 Один из мелких цихлид озера Ньяса, или озера Малави. Размер рыбок до 11 сантиметров.

Это обитатели каменистых участков прибрежной зоны.  Икра инкубируется во рту в течение трех недель. Малек вполне сформировавшийся. Были случаи, когда вымётывали до двухсот икринок. Окраска мальков и самок желтая с черными полосами вдоль тела. Созревают к десяти месяцам. Самцы перекрашиваются в черный с молочно-белыми полосами цвет с интенсивным блеском.

Размножение в зависимости от количества пищи может быть сезонным или круглогодичным.  

Фактически все цихлиды из озер Малави о потомстве у них заботятся самки, вынашивая  во рту икру.

 

                                                      Телапия.

Их ареал выходит за пределы Африки и включает Ближний Восток. Наряду с пресными водоемами они населяют и солоноватые. Известны своей неприхотливостью к качеству воды и ее химическому составу Это рыбы средних и крупных размеров (20-35 см), исключительно растительноядные, очень любят копать фунт, быстро достигают полового созревания и откладывают огромное количество икры 

 Нерестятся на открытых участках. Очень крупные самцы некоторых видов могут быть чрезвычайно воинственными, в том числе и по отношению к самкам.  Они охраняют участок размножения, потомство самки или самцы вынашивают во рту. Самцы, как правило, не представляют для них угрозы.   

 

 

 

                                                   Горчак.

Горчак  костистая рыба семейства карповых,   дл. 10—15 см., с сжатым с боков телом, водится в Европе и России, в речках и прудах. 

Горчак обыкновенный предпочитает водоёмы со стоячей или слаботекущей водой. Питается, в основном, растительной пищей: нитчаткой, водорослями (диатомеями), от которых, вероятно, мясо его и получило горьковатый вкус. По-видимому, этот вкус и дал рыбе имя «горчак».

Горчак способен к размножению на втором году жизни, при длине тела 3-4 см. Икру горчаки откладывают весьма своеобразно. Ко времени нереста у самок вырастает довольно длинный яйцеклад, и с его помощью они откладывают икру во внутрь раковины живых двустворчатых моллюсков — перловиц  и беззубок. Самцы к этому времени окрашиваются более ярко. Чешуя приобретает розовато-перламутровый оттенок, на голове у них появляются небольшие эпителиальные бугорки, цвет плавников становится более насыщенным. Плодовитость у обыкновенного горчака небольшая, 220-280 икринок. Нерест порционный, до 5 икринок за один раз. Икринки развиваются под защитой крепких створок моллюска.

 

 

                                          Морской конёк   

 Морской конек - небольшая рыба семейства игловых и одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.  

Различные виды коньков достигают размеров от 4 до 20 см. Морские коньки ведут малоподвижный образ жизни и обычно они прикрепляются хвостами к стеблям растений и меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Так они одновременно защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей. 

Процесс ухаживания у этих любвеобильных животных очень изящен: самец и самка одной пары встречаются и вместе танцуют. Этот танец включает в себя ритуальные прогулки со сплетенными хвостами и удивительно грациозные кружения среди водорослей. Ухаживая за своей подружкой самец может даже изменить свою окраску на цвет тела возлюбленной. В брачный период самец подплывает к самке, обе рыбки прижимаются друг к другу, и в этот момент самец широко открывает свой карман, а самка выбрасывает в него несколько яиц. Через некоторое время этот обряд повторяется, и снова сумка молодожена пополняется несколькими яйцами, которые в момент попадания туда оплодотворяются. В дальнейшем потомство у коньков вынашивает самец. На животе у него есть специальная выводковая камера в форме мешка, обильно снабжаемого кровью и играющего роль женской матки. Коньки весьма плодовитые животные и число вынашиваемых в сумке у самца зародышей колеблется от 2 до 1000 и более особей. Роды у самца бывают мучительными и могут закончиться смертью отца. Но если все прошло хорошо морской конек может прожить четыре-пять лет. Морские коньки - верные партнеры в браке.     

 

 

                                                    Курвиценс

 Живут  в бассейне Амазонки, достигает величины 8 см. Эго мирный вид, представителей которого можно всегда, кроме периода нереста, содержать в общих аквариумах. Обычно молодые пары первую порцию икры съедают за один-два дня. Дальнейший нерест проходит нормально, и об икре и молоди родители заботятся весьма старательно. Рыбка эта  откладывает икру на камни. Перед нерестом оба родителя тщательно очищают камень от грязи. Потом начинается собственно нерест.  Самка мечет икру, а самец в короткие интервалы ее оплодотворяет. У самки яйцеклад широкий, а у самца конической формы, заостренный к концу. Число икринок на камне увеличивается   Самка и самец заботятся о икре. Самец   плавает вокруг камня с икрой большими кругами, не позволяя никому приближаться к нерестилищу. Непосредственную заботу о безопасности пространства вокруг отложенной икры с неодинаковыми интервалами, поочередно заменяя друг друга, выполняют самец и самка.

 

 

                                                        Колюшка

Колюшки или колюшковые  — семейство рыб отряда колюшкообразных, насчитывающее 11 видов. Представители отличаются колючками перед спинным плавником, двумя иглами на брюхе, отсутствием чешуи и строят дом

Нерестятся в апреле-мае, во время нереста приобретают более яркую окраску. Плодовитость до 100—120 икринок. Нерест длится более месяца. В период размножения самцы очень драчливы и драки между ними часто кончаются смертью: один из противников оказывается буквально распоротым острыми шипами. 

 Во время нереста самцы строят гнезда, на тихой отмели, между стеблями водных растений,  обычно размером с кулак, и загоняют туда самку, где она откладывает икру. Икринки жёлтого, у некоторых видов янтарного цвета, диаметром около 1,6 мм, слипаются в комки. Самцы проветривают, обеспечивая ток воды, и охраняют их. Только что вышедшие личинки схожи у всех видов колюшек, имеют длину около 4,5 мм, отличаются пигментацией.

 

 

 

 

                                            Карточка №1

«С утра она ловила букашек и пауков, которых приносило течением, а затем, если было солнечно, играла: то подталкивала носиком искрометные камешки на дне, то прыгала за изумрудными стрекозами, снующими над самой водой, а иногда, ради забавы, даже кидалась на какого-нибудь зазевавшегося малька».

 

Какие эмоционально окрашенные слова использует автор в этом отрывке?

 

 

                                               Карточка №2

«...Бешеное течение, ледяные заторы, какая-то преграда из бревен во всю реку» мешает плыть рыбам. Семга делает «яростный взмах хвостом – и тело ее в брызгах и пене взлетает над водой...»

«Постепенно вода в речке начала падать. Семги одна за другой начали вставать на плесы – места, где они выросли». А Красавка «еще долго плыла вверх по речке. Порой ее охватывало отчаяние. Речка от порога к порогу становилась все уже и мельче. Ей часто приходилось плыть через кипящие буруны, со всего маху падать на острые камни...». Но вот наконец и она достигла своей родины!

 

                                    Карточка №3

 

 

- Как называется путь, который прошли мы за угрем?

- Зачем угрю понадобилось плыть за 5.000 км к Саргассову морю? )

- Дайте определение понятию нерест.

- Как называются рыбы, идущие на нерест из рек в моря и из морей в реки.

- Назовите представителей проходящих рыб.

- При условии, что угорь выметывает до нескольких миллионов икринок, сделайте вывод, заботиться ли он о потомстве?

 

 

                                   Карточка №4

Задача:  Самец колюшки, построив гнездо и заставив одну или несколько самок отложить в него икру, охраняет его и при этом ведет себя любопытнейшим образом: то плавает вокруг гнезда, то как бы обмахивает его – подпрыгивает к гнезду, затем ныряет, поворачивается к нему головой и, оставаясь на одном месте около 30 с, быстро и ритмично двигает плавниками, направляя в гнездо воду. Если самца удалить или вход в гнездо закрыть икра погибнет. Почему?

Гапоник Л.Б., учитель биологии и химии


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика     Rambler's Top100    
X