Сайт "Методическая кладовая"- разработки уроков, тезисы и научно-практические работы учащихся, аквамир, библиотека, фото и видеоматериалы и.т.д.

              Время: Загрузка...

 


"Ратичская средняя  школа"

Официальный сайт школы


Подробности на странице

"В мире животных"


Первый рыболовный интернет-магазин в Гродно
Купить рыболовные снасти в Гродно теперь проще!

 

 


Яндекс.Погода

До Нового

2012 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.

Владелец сайта © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

            Корень и его функции. Корневые системы.

 

Цель урока: продолжить формирование представление о видах корней, типах корневых систем;

Отрабатывать навыки работы с наглядным материалом;

Побуждать интерес к изучению растений.

 

План изучения нового материала

1. Функции корня

2. Виды корней

3. Типы корневых систем

 

1.    Организационный момент. Создание эмоционального настроения.

Ну что девчонки и мальчишки
Стихи, игры – всё для вас.
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

2.    Актуализация знаний.

  • Какие растения относятся к низшим? (приведите примеры).водоросли
  • Какие растения относятся к высшим? (приведите примеры).
  • Дайте определение "орган". Часть тела, которая имеет определенное строение и выполняет определенные функции
  • Назовите вегетативные органы растения. Корень, стебель, листья, почки.

Послушайте внимательно стихотворение и ответе на вопрос: Какие функции корня отражены в стихотворении? (Е.Антошкин)

Петляет корень – гибкий жгут,

А ствол и впрямь в печах отлит.

Чем дальше корни вглубь растут,

Тем дерево прочней стоит.

Они в земле, как горняки:

И в дождь, и в солнечные дни,

И как в забое молотки,

Врезаются в пласты земли.

Они всегда за жизнь в борьбе,

По каплям влагу достают,

Как вечный памятник себе,

Годами крону создают.

 

Я думаю, что вы уже догадались, что тема нашего урока будет Корень и его функции

3. Объявление  темы и  цели  урока

4. Изучение нового материала.

Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане?  Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения  много и они идут далеко вглубь и вширь.

Его вторая важная роль — это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами. Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 м, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза – 110 м.

Часто корень служит хранилищем запасов.  Запасные вещества откладываются в виде крахмала, глюкозы и др. веществ.

Иногда корень может служить для размножения. У некоторых растений, например у тополей,  серой ольхи от корней могут отрастать  побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.

Так какова же роль корней в жизни растений? Оформим в виде таблицы.

Корни закрепляют растение в почве, снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину.

Функции корней

Почвенное питание

Закрепление

Накопление веществ

Вегетативное размножение

Корень обеспечивает почвенное питание, растение получает воду

 и растворённые в ней минеральные вещества.

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его.

В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества (например, корнеплоды).

Корни могут выполнять

функцию вегетативного размножения,(например, корнеотпрысковые

 растения ивы).

 

5. Закрепление  Раб.тетр. стр.14-15

А сейчас самостоятельно изучите, какие виды корней бывают, что собой представляет корневая система стр.77.

Виды корней корневых систем, их развитие. (Использование гербарных экземпляров и слайды)

Обобщение.

Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным.

От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.

Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными.

 

 

6. Фронтальный опрос на закрепление:

1) При прорастании семян первым появляется (зародышевый корень, затем начинает прорастать зародышевый побег)

Из зародышевого корня развивается – главный корень.

2) Что же в свою очередь происходит с главным корнем?

(Он ветвится и образует много корней, которые называют корневой системой).

Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.

 

7. Типы корневых систем

1. Прочитать вслух определение типов корневых систем в учебнике стр.77-78 и определения записать в тетрадь.
2. В тетради зарисовать схемы корневых систем и подпишите .

Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на раздаточный материал (проросшие семена фасоли и пшеницы во влажных опилках) Гербарии. Слайды. А также прочтите последний абзац на стр.77-78 и скажите: Какие бывают типы корневых систем и  в чем состоят эти различия?

Определения корневых систем записать в тетрадь.

 

(Ученики высказывают свои соображения.)

Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие – это стержневая корневая система.

Если центральный корень незаметен среди других – это мочковатая корневая система.

8. Закрепление

Посмотрите на раздаточный материал (проросшие семена фасоли и пшеницы во влажных опилках)  Рассмотрите предложенные гербарные экземпляры растений с различными типами корневых систем и ответе: Какие виды корней хорошо заметны  в стержневой и мочковатой корневой системе? приведите свои примеры растений.


9. Рефлексия Уроки биологии стр.96 кроссворд.

Зачитываю отрывок из басни И.Крылова “Свинья под дубом”.

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала.

Ведь это дереву вредит...

 

Задается вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значении корня и его функциях. Вывод записывают в тетрадях:

Функции корня:

- закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение (пример с зонтиком);

- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества;

- откладывание и накопление питательных веществ;

- вегетативное размножение.


10. Домашнее задание: § 26

Составьте свой  кроссворд о корне, можно подобрать пословицы, загадки о корне.

Матюк Т.Д., учитель биологии и химии


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика     Rambler's Top100    
X