Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Тема: карбоновые кислоты

Цели урока: 

- Организовать деятельность учащихся, направленную формирование представлений о составе, строении и классификации карбоновых кислот, развитие представлений о гомологии, изомерии на примере карбоновых кислот

- спрогнозировать химические свойства карбоновых кислот

- рассмотреть роль карбоновых кислот в природе и жизни человека

-Создать условия для развития  умений извлекать информацию из текста и иллюстраций, выполнять анализ и сравнение, установления причинно-следственных связей, формирования навыков самостоятельной работы с текстом учебника,   логического мышления, навыков сравнения, обобщения, интуиции

- Содействовать воспитанию у учащихся способности к, формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом, самоконтролю, самоанализу, самооценке, доброжелательности, чувства взаимопомощи, само- и взаимоуважения в условиях работы в малых группах

Оборудование: уксусная, муравьиная и стеариновая кислоты. Универсальный нагреватель, фарфоровая чашка, пробиркодержатель, чашка , универсальная лакмусовая бумажка, карточки с заданиями

Ход урока

I.               Организационный момент

Я рада приветствовать вас на очередном уроке химии. Наш урок является продолжением нашего путешествия в мир органических веществ. Прежде, чем тронуться в дальнейший путь, давайте вспомним, где мы побывали и какие классы органических веществ изучили

-Изучили алканы, алкены, алкины, одноатомные и многоатомные спирты, проделали качественную реакцию на многоатомные спирты

  II.          Актуализация опорных знаний

- А теперь проверим, насколько результативным было наше предыдущее путешествие. Для этого выполним тестовые задания по вариантам

Карточка 1

Взаимопроверка, выставление оценок

II.            Изучение нового материала

А теперь мы продолжим своё путешествие дальше , для этого нам нужно найти ключ и расшифровать тему нашего сегодняшнего урока

Карточка 2

Запись темы урока в тетради и постановка целей урока

1.    Понятие карбоновых кислот

2.    Классификация карбоновых кислот

А) Одноосновные   уксусная

Б) Двуосновные     щавелевая

В) Трёхосновная   лимонная

   3.Насыщенные одноосновные карбоновые кислоты

   4. Самостоятельная работа учащихся  с учебником

Карточка 3

 

1 группа

Уксусная кислота

Карточка-инструкция №1 Работа с учебником

1.    Прочитайте текст на стр.151-152

2.    Запишите формулу кислоты в тетрадь

3.    Знать физические свойства уксусной кислоты

4.    Что такое уксусная эссенция?

5.    Что такое столовый уксус?

 

Карточка 3

2 группа

Муравьиная кислота

1.    Прочитайте текст на стр.150-151

2.    Запишите формулу кислоты в тетрадь

3.    Знать физические свойства муравьиной кислоты

4.    Как доказать, что в муравьиной кислоте присутствуют ионы водорода?

5.    Где применяются органические производные муравьиной кислоты?

 

Карточка 3

3 группа

Стеариновая кислота

1.    Прочитайте текст на стр.152

2.    Запишите формулу кислоты в тетрадь

3.    Знать физические свойства стеариновой кислоты

4.    К каким кислотам относится стеариновая кислота?

5.    Как доказать наличие ионов водорода в стеариновой кислоте?

 

5.Физкультминутка

6.Отчёт групп о проделанной работе

7. Сообщение обучающейся об открытии муравьиной кислоты и её значении .

IV. Закрепление изученного материала

Выполнение тестового задания

Карточка 4.

V.Этап рефлексии

Что нового вы узнали сегодня?

Что было для вас самым удивительным?

Что понравилось больше всего?

Выставление оценок

VI. Домашнее задание

Параграф 35, №9

 

 

Карточка 1

Вариант 1

1. Укажите формулу этанола:

    а) С2Н2;    б) С2Н5ОН;    в) СН3ОН;    г) СН2ОН – СН2ОН.

2. Какой цифрой обозначен атом водорода, способный замещаться на атом  

    металла?                              Н(2) Н(3)

                                          (1)       |        |

                                          Н – С    С – ОН(4)

                                                  |        |

                                                Н(6)  Н(5)

    а) 1;      б) 4;      в) 3;      г) 5.

3. Бутанол-1 и 2-метилпропанол являются:

    а) одним и тем же веществом;                  в) структурными изомерами;

    б) гомологами;                                           г) пространственными изомерами.

4. Укажите формулу этилата натрия:

    а) С2Н5NaH;      б) С2Н5Na;      в) СН3ОNa;      г) С2Н5ОNa.

5. Чтобы доказать, что одним из продуктов горения этанола является 

    углекислый газ, необходимо продукты реакции пропустить через раствор:

    а) гидроксида натрия;                             в) гидроксида кальция;

    б) серной кислоты;                                  г) гидроксида калия.

6. Ректификатом называют раствор этилового спирта с массовой долей воды,

    равной (в%):

    а) 4,5;         б) 50,0;         в) 0;        г) 40,0.

7. Укажите правильные утверждения.

    Этанол применяют:

    1) в производстве лекарств;

    2) для получения этана;

    3) для синтеза органических веществ;

    4) как растворитель;

    5) в медицине.

    а) 1, 2, 3;       б) 3, 4, 5;        в) 1, 2, 3, 4;        г) 1, 3, 4, 5.

8. Укажите верное утверждение.

    Глицерин – это:

    а) жидкость синего цвета;                       в) не гигроскопичное вещество;

    б) жидкость с резким запахом;              г) бесцветная вязкая жидкость.

 

 

Задание на 9-10 баллов

В одну пробирку налили воду массой 10 г, а в другую  - массой 20 г. Рассчитайте  массу глицерина, которую необходимо добавить в каждую из пробирок, чтобы массовая доля глицерина в каждом растворе стала 0,375

 

 

 

Карточка 1

Вариант 2

1. Укажите правильное название спирта   СН3 – СН – СН3 по систематической 

    номенклатуре:                                                        |

                                                                                 ОН

    а) пропанол-1;                               в) изопропанол;

    б) пропанол-2;                                         г) пропанол-3.

2.Чтобы доказать, что две структурные формулы

                                                 СН3 – СН – СН2ОН

    СН3 – СН2 – СН2 – СН2ОН и          |

                                                           СН3

    соответствуют изомерным спиртам, необходимо сравнить:

    а) молекулярные формулы веществ;

    б) названия веществ;

    в) число атомов углерода в составе молекул вещества;

    г) число функциональных групп в составе молекул.

 

 

3. Укажите формулу глицерина:

    а) СН2ОН – СН2ОН                                в) СН2ОН – СНОН – СН2ОН

    б) СН2 – СН2 – СН2ОН                           г) СН3 – СН2 – СН – СН2

         |                                                                                      |        |

       ОН                                                                                 ОН   ОН

4. Укажите верное утверждение.

    Глицерин – это:

    а) жидкость синего цвета;                       в) не гигроскопичное вещество;

    б) жидкость с резким запахом;              г) бесцветная вязкая жидкость.

5. С помощью какого реагента можно провести качественную реакцию на 

    многоатомные спирты:

    а) бромной воды;                                                        в) натрия;

    б) гидроксида меди (II);                                             г) гидроксида натрия?

6. Какое химическое количество (моль) водорода образуется в реакции 1

    моль глицерина с 3 моль натрия:

    а) 1,5;           б) 3;          в) 2;           г) 1?

7. При смешивании воды массой 100 г. и глицерина массой 40 г. получили

    раствор с массовой долей глицерина:

    а) 0,4;                б) 0,5;                   в) 0,28;                 г) 1,0.

8. Бутанол-1 и 2-метилпропанол являются:

    а) одним и тем же веществом;                  в) структурными изомерами;

    б) гомологами;                                           г) пространственными изомерами.

 

Задание на 9-10 баллов

Взяты водные растворы метанола и этанола массой по 40 г с равной массовой долей спиртов -25%. В каком растворе содержится спирт меньшим химическим количеством

Карточка 2

Р

Н

К

А

Т

 

С

Е

В

К

 

Ы

И

Ы

О

 

О

О

Л

Б

 

3

6

11

2

16

 

13

10

8

1

 

9

12

17

15

 

5

7

14

4

  

Карточка 2

Р

Н

К

А

Т

 

С

Е

В

К

 

Ы

И

Ы

О

 

О

О

Л

Б

 

3

6

11

2

16

 

13

10

8

1

 

9

12

17

15

 

5

7

14

4

 

Карточка 3

 

1 группа

Уксусная кислота

Карточка-инструкция №1 Работа с учебником

1.    Прочитайте текст на стр.151-152

2.    Запишите формулу кислоты в тетрадь

3.    Знать физические свойства уксусной кислоты

4.    Что такое уксусная эссенция?

5.    Что такое столовый уксус?

 

Карточка 3

2 группа

Муравьиная кислота

1.    Прочитайте текст на стр.150-151

2.    Запишите формулу кислоты в тетрадь

3.    Знать физические свойства муравьиной кислоты

4.    Как доказать, что в муравьиной кислоте присутствуют ионы водорода?

5.    Где применяются органические производные муравьиной кислоты?

 

Карточка 3

3 группа

Стеариновая кислота

1.    Прочитайте текст на стр.152

2.    Запишите формулу кислоты в тетрадь

3.    Знать физические свойства стеариновой кислоты

4.    К каким кислотам относится стеариновая кислота?

5.    Как доказать наличие ионов водорода в стеариновой кислоте?

 

 

Карточка 4

Карбоновые кислоты

1. Укажите функциональную группу карбоновых кислот:

    а) CH3 – ;     б) – COOH;       в) – ОН;       г) – СНО.

2. Укажите название кислоты, формула которой СН3СООН:

    а) муравьиная;     б) стеариновая;     в) уксусная;     г) олеиновая.

3. Этановая кислота и муравьиная кислота являются:

    а) изомерами;                                          в) ненасыщенными кислотами;

    б) гомологами;                                        г) одним и тем же веществом.

4. К высшим насыщенным одноосновным кислотам относят кислоту:

    а) стеариновую;      б) уксусную;     в) муравьиную;     г) щавелевую.

5. Карбоновую кислоту, в молекуле которой функциональная группа  

    соединена с атомом водорода, называют:

    а) пропановой;     б) олеиновой;      в) уксусной;      г) муравьиной.

6.. На основании какого признака уксусную кислоту называют одноосновной, а щавельную кислоту HOOC-COOH – двухосновной?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Установите соответствие между названием карбоновой кислоты и ее основными физическими свойствами.

Название кислоты                                       Физические свойства

А) Муравьиная                                            1) твердое вещество

Б) Уксусная                                                 2) бесцветная жидкость

В) Стеариновая                                           3) вещество с резким запахом

                                                                     4) не растворимое в воде вещество

                                                                     5) жирное на ощупь вещество

                                                                     6) хорошо растворимая кислота

__________________________________________________________________

 

8. Рассмотрите структурные формулы двух одноосновных карбоновых кислот и укажите, какую из них и на основании какого признака следует отнести к насыщенным кислотам, а какую – к ненасыщенным.

CH3 – (CH2)8 – (CH2)8 – COOH ________________________________________

CH3 – (CH2)7 – CH = CH – (CH2)7 – COOH ______________________________

__________________________________________________________________

 

9. Рассчитайте массы «ледяной» уксусной кислоты и воды, которые необходимо взять, чтобы приготовить раствор уксусной кислоты массой 240г. с массовой долей кислоты 9%, т.е. столовый уксус.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Карточка 5

Ответы к карточке 1

1 вариант

1-б, 2-4, 3-в, 4-б, 5-в, 6-а, 7-г. 8-г

2 вариант

1-б, 2-а, 3-в,4-г, 5-б, 6-б,7-в, 8-в

 Учитель: Гапоник Люцина Брониславовна

  

 


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
X