Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Тема урока: Металлическая связь.

Цели урока:

- Организовать деятельность учащихся, направленную на изучение основных понятий темы: металлическая связь, диполь, межмолекулярное взаимодействие

- Создать условия для развития учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление

- Содействовать воспитанию у учащихся самостоятельности, уверенности в себе, добросовестному отношению к труду, умению организовать свою познавательную деятельность, умения манипулировать химическими понятиями

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания и актуализация

Карточка №1 Да и нет

Взаимопроверка выставление оценок

Слайд 1

III.подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний

Сегодня мы продолжаем знакомиться с видами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи. Слайд 2

Цели нашего урока: Слайд 3

выяснить, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов

узнать, как влияет металлическая связь на свойства образованных ею веществ

обобщить знания о химической связи

Вы узнали, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов и элементов-неметаллов, а также атомы элементов-неметаллов между собой. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на следующие вопросы. Слайд 4

Вопросы:

· Какие типы химической связи вы уже знаете?

· Что такое ионная связь?

· Что такое ковалентная связь?

· Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить?

Теперь давайте выполним следующие упражнения.

Упражнение 1 Слайд 5

Запишите схемы образования ионной связи в следующих веществах:

а) CaS

б) MgCl2

в) Na3N

Упражнение 2 Слайд 6

Запишите схемы образования ковалентной связи в следующих веществах:

а) N2

б) CH4

в) HF

IV.Изучение нового материала

Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.

Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. Слайд 7

Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.

Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются Слайд 8

и атомы металлов превращаются в ионы.

Ме0 – n e ? Men+

атомы ионы

металла металла

Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит какому атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.

Электроны могут соединятся с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.

Объем металла можно изобразить так Слайд 9

Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Т. к. число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.

Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое электронное облако называют «электронным газом». Слайд 10

Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической. Слайд 11

Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь. Слайд 12

(Ионную связь (происходит образование катионов, e связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)

Ковалентную связь (основана на обобществлении e) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.

Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов Слайд 13

Металлической связью обусловлены основные свойства металлов Слайд 14

- электропроводность

Электроны движутся в объеме металла беспорядочно Слайд 15

Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Слайд 16

Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al.

- пластичность Слайд 17

Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu.

- металлический блеск

Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg

V.Закрепление материала

Теперь посмотрите на картинку и еще раз проговорите, каким образом образуется связь в металлах. Слайд 18

Сейчас давайте заполним обобщающую таблицу «Типы химических связей» Слайд 19

Тип хим. связи

Между какими атомами возникает

Примеры

ковалентная

полярная

неМе(1) + неМе(2)

H2O

неполярная

неМе(1) + неМе(1)

ионная

Ме + неМе

CaCl2

металлическая

Ме + Ме

Na

Теперь давайте выполним следующие упражнения.

Упражнение 3 Слайд 20

Выберите формулы веществ

а) с ковалентной полярной связью: Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;

б) с ионной связью: HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.

Ответ: Слайд 21

а) Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;

б) HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.

Упражнение 4 Слайд 22

Найдите лишнее:

а) CuCl2, Al, MgS

б) N2, HCl, O2

в) Ca, CO2, Fe

г) MgCl2, NH3, H2

Ответ:

а) CuCl2, Al, MgS

б) N2, HCl, O2

в) Ca, CO2, Fe

г) MgCl2, NH3, H2

Домашнее задание

Слайд 23

§19 повторить §16-18

Задания на урок

Упражнение 1

Запишите схемы образования ионной связи в следующих веществах:

а) CaS б) MgCl2 в) Na3N

Упражнение 2

Запишите схемы образования ковалентной связи в следующих веществах:

а) N2 б) CH4 в) HF

Заполните таблицу.

Типы химических связей

Тип хим. связи

Между какими атомами возникает

Примеры

ковалентная

полярная

неполярная

ионная

металлическая

Упражнение 3

Выберите формулы веществ

а) с ковалентной полярной связью: Cl2, KCl, NH3, O2, MgO, CCl4, SO2;

б) с ионной связью: HCl, KBr, P4, H2S, Na2O, CO2, CaS.

Упражнение 4

Найдите лишнее:

а) CuCl2, Al, MgS б) N2, HCl, O2

в) Ca, CO2, Fe г) MgCl2, NH3, H2

 

Карточка №1 Вариант 1            6 баллов

1.Атомный номер элемента равен заряду ядра атома

2. Число нейтронов всегда равно числу протонов

3. Взаимодействие между ионами сильнее, чем между молекулами

4.При образовании химической связи энергия выделяется

5. В молекуле азота двойная ковалентная связь

6. Ионная связь осуществляется между атомами элементов с сильно различающейся электроотрицательностью

8 баллов

7..В сульфиде алюминия ионный тип связи

8.Молекула азота прочнее молекулы хлора

Карточка №1 Вариант 2           6 баллов

1.Химический элемент – это вид атомов с определённым зарядом ядра

2.Протоны не имеют заряда

3.В молекуле бромоводорода ковалентная неполярная связь

4. Ионная связь осуществляется между атомами элементов с одинаковой электроотрицательностью

5. В молекуле кислорода тройная ковалентная связь

6.Атом – электронейтральная частица

8 баллов

7. В хлориде алюминия ионный тип связи

8.Молекула хлора прочнее молекулы кислорода

Ответы

Вариант 1 Вариант2

1.Да 1.Д а

2.Нет 2.Нет

Гапоник Люцина Брониславовна, учитель биологии и химии

Презентация


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
X