Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Урок русского языка "Предложение с обращением"

5-й класс

Цели урока

Обучающие:

Дать определение понятия «обращение».

Дать представление об использовании обращения в речи.

Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.

Развивающие:

Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением, использовать обращение как средство оценки адресанта и адресата речи.

Развивать устную речь, коммуникативные умения.

Воспитывающие:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Воспитывать любовь к русской литературе.

Материалы к уроку: презентация  «Предложения с обращениями». Протоколы урока у каждого члена группы. На главной доске – схема групповой работы на уроке. На доске слева – словарная работа: АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3.  Слово учителя о теме и целях урока (кратко). Слайд № 2: узнать, что такое обращение, научиться находить обращение в речи, соблюдать правильную интонацию,  ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

 

4. Слайд № 3. «Ворона и Лисица». Назовите жанр произведений, над предложениями из которых мы будем сегодня работать:

краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. (БАСНЯ) 

Самый известный русский баснописец. (КРЫЛОВ) 

Голубушка, как хороша!...

 Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?

Прочитайте предложения выразительно. Из какой они басни? С какой интонацией произносится обращение?

 

5.  Слайд № 4. «Любопытный».

Приятель дорогой, здорово! Где ты был?

В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил.

Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил!

Выразительно прочитайте. Назовите басню. Понаблюдайте: какое место в предложении может занимать обращение? Как выделяется обращение на письме?

6. Слайд №5. Значение слова «кунсткамера».

 

7.Задания группам (отражено в виде схемы на главной доске – см. Приложение  1.

 

Примечание: для групповой работы класс разделен на группы-созвездия, в которые входят ученики-звезды с разными способностями.

Каждый ученик получает протокол урока. Во время первого этапа нашей работы члены каждой группы отвечают за заполнение своей части протокола (готовят свой кирпичик для коллективного сооружения «прочного дома»).

 

АНДРОМЕДА: Что такое обращение? Чем оно может быть выражено?

Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к кому ______________________________.

 Обращение выражается нарицательным или собственным _____________________

 в _________________________ падеже.

 

КЕНТАВР: С какой интонацией произносится обращение? Сколько слов может быть в обращении?

Обращение произносится со ___________________ интонацией.

 Обращение может состоять из одного слова, то есть быть __________________________,

 а может состоять из нескольких слов, то есть быть _________________________________.

 

ПЕРСЕЙ: Какое место в предложении может занимать обращение? Как оно выделяется на письме?

Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________

 и в _______________ предложения.

 На письме обращение выделяется ______________________.

 

ДРАКОН:  Какие чувства адресанта к адресату может выражать обращение?

 

С помощью обращения говорящий может выразить свои чувства к адресату речи: ___________________ , ________________. ______________________.

 Местоимения ТЫ, ВЫ ___________ обращениями и запятыми на письме ____________.

 

ЛЕВ:  В каком случае после обращения ставится восклицательный знак?

 

Если обращение стоит в ___________ предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится ________________________, а следующее предложение начинается с _________________________ буквы.

 

8. Слайд № 6. «Волк и Ягненок», «Квартет».

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты с басом, Мишенька, садись против альта…

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.

Выразительно прочитайте. Назовите басни. Как с помощью обращений адресанты выражают свое отношение к адресатам? Какие чувства можно выразить при помощи обращений? Понаблюдайте: являются ли обращения членами предложения? А местоимения ТЫ, ВЫ? Выделяются ли местоимения запятыми?

 

9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».

 

10. Слайд № 7. Вежливые слова. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат).

 

Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.

 Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются.

 

11. Слайд № 8. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя кума оборотиться?

       Я ваш старинный сват и кум.

        А вы друзья как ни садитесь,

   Всё в музыканты не годитесь

 «Стой братцы стой! – кричит Мартышка. – Погодите!»

  Как музыке идти?

 Ведь вы не так сидите!»

 

 Выразительно прочитайте.  Назовите обращения и объясните знаки препинания. С какой интонацией произносится обращение? Как это повлияло на пунктуацию?

 

12. Слайд № 9. Задание: спишите, выделяя запятыми обращение. Задание: спишите, выделяя запятыми обращение. Голубушка как хороша!

Что, ежели сестрица

       При кр..соте такой

      И петь ты м..стерица.

 Не оставь меня кум милой!

    Дай ты мне собрат..ся с силой.

 Кумушка мне странно это:

     Да работала ль ты в лето?

Помогают выполнять задания ученики-консультанты. Проверка по щелчку.

 

13.Слайд № 10 . Упражнение № 1. Какой член предложения, как и обращение,

может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки

препинания, объясните свой выбор:

Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.

Тебя мой куманёк век слушать я готова.

 

 Упражнение № 2. Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг, мамочка, Николай Иванович. В одном из предложений используйте слово ПОЖАЛУЙСТА.

 

14. Слайд № 11. Упражнение № 3. Найдите обращения, расставьте знаки препинания. Посоветуйтесь друг с другом в группе.  Назовите басни.

1. Соседка перестань срамиться, тебе ль с слоном возиться? («Слон и Моська»)

2. Соседушка мой свет! Пожалуйста покушай… Потешь же миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся жена! («Демьянова уха»)

3. Давно Полканушка мне больно самому, что, бывши одного двора с тобой собаки, мы дня не проживем без драки. («Собачья дружба»)

4. Друзья К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры…(«Волк на псарне»)

5. Ну, что ж Хавронья там ты видела такого? («Свинья»)

6. Послушай-ка дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. («Осел и Соловей»).

 

15. Слайд № 12. Проверьте себя! Под руководством учеников-консультантов дети в группах осуществляют само- и взаимопроверку упражнения и заполнения своей части протокола. Подсчитываем количество правильных ответов в группах, определяем победителя.

 

16. ИТОГИ НАБЛЮДЕНИЯ: составление кластера (по щелчку) – слайд 13.

Проверка записей в группах под руководством учеников-консультантов.

Дополнение записей в протоколе урока членами других групп.

17.  Домашнее задание. Пересказ теоретического материала из протокола урока; п. 26, выписать из «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина несколько предложений с обращениями, выражающими разное отношение говорящего к адресату или упр.166.

 

Учитель: Прокопчик Марина Михайловна, русского языка и литературы

Презентация

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

 

Rambler's Top100


Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
X