Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

 

Урок по предмету «Человек и мир» в 1 классе

Тема: Изменение в жизни животных весной. Прилет птиц.

Цели: обобщить и расширить знания первоклассников об изменениях в жизни животных весной; помочь осознать, что весна – очень ответственный период в жизни птиц; способствовать обогащению  знаний  детей  интересными  фактами  из  жизни  птиц; формировать гуманное отношение к птицам; содействовать воспитанию интереса и бережного отношения к живой природе.

Оборудование: мультимедийная установка, учебники, карточки, картинки птиц, сигнальные карточки.

Ход урока:

1. Мобилизующий, организационный этап.

-Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

2. Повторение  изученного. Актуализация знаний.

- Ребята, какая  сейчас  пора  года? ( Весна).

Давайте  с  вами  вспомним, что  мы  знаем  о  весне. Четверо учеников будут работать в парах, а остальные – со мной.

Работа в парах.

1-я пара (Шамурзе Г., Зубрицкая А.) ответят на вопрос: по каким признакам мы узнаём, что наступила весна? Для этого возьмите карточки и зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах)

Карточка № 1.

Стало холоднее.                                    

Образовались проталины.                 Земля покрылась снегом.

Стало теплее                                         День увеличивается.

Листья распускаются.                       Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                     Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.                                   

- Все события весной наступают в определённом порядке. 2-я пара (Самохвал С., Максимик Э.) на своей карточке восстановят последовательность событий в весеннем периоде: что сначала, что потом. (расставить цифры возле каждого предложения).

Карточка № 2.

5. Возвращаются из тёплых краёв птицы.

3. Зацветают растения.

2. Тает снег.

4. Появляются насекомые.

1. Больше солнечного света. Становится теплей.

Пока ребята работают в парах, остальные слушают меня. Сейчас я буду  зачитывать  небольшие  отрывки, а  вы  по  описанию  должны     установить, о  какой  поре  года  идёт  речь.

Если  это  будет  весна, то  вы  показываете  зелёную  сигнальную  карточку. А  если другая пора года, то - красную. Слушайте  внимательно.

Листья  в  поле  пожелтели

И  кружатся, и  летят.

Лишь  в  бору  поникли  ели,

Зелень  мрачную  хранят.       ( Осень – красная  карточка). 

·       Снег  теперь  уже  не  тот –

Потемнел  он  в  поле.

На  озёрах  треснул  лёд,

Будто  раскололи.

Облака  бегут  быстрей,

Небо  стало выше.

Зачирикал  воробей

Веселей  на  крыше.      (  Весна – зелёная  карточка).

·       Солнце  ласково  смеётся,

Светит  ярче, горячей.

И  с  пригорка  звонко  льётся

Разговорчивый  ручей.      (  Весна – зелёная  карточка).

·       Буря  мглою  небо  кроет,

Вихри  снежные  крутя;

То, как  зверь, она  завоет,

То  заплачет, как  дитя.     ( Зима – красная  карточка).

·       Всходит  солнце  над  землёю

С  каждым  днём  всё  выше,

И  весь  день, кружась, воркуют

Голуби  на  крыше…       ( Весна – зелёная  карточка).

- Молодцы! Спасибо  за  ваши  ответы.

Проверка работы в парах.

3. Изучение новой темы.

- Да, ребята, с приходом весны пробуждается природа. Большие изменения происходят и в жизни животных. Вот сегодня мы и узнаем, какие же это изменения. И что происходят в жизни некоторых зверей и птиц с наступлением весны. А еще вы узнаете много нового и интересного. Но для этого от вас потребуется быть внимательными и активными. Итак, отправляемся в весенний лес.  Закрыли глазки, расслабились и слушаем музыку леса. (релаксация: музыка леса) (слайд 1) Открыли глазки, продолжаем наш путь.

(слайд 2) Наступила весна, просыпаются звери, которые всю зиму спали. Они

выходят из своих убежищ сильно похудевшими и начинают разыскивать корм. Назовем их. 

 (слайд 3) Весной звери линяют. Свою теплую шубу они меняют на легкую летнюю.

(слайд 4) У белки, зайца вновь меняется цвет меха. У зайцев изменяется окраска шерсти, чтобы быть менее заметными после таяния зимнего снега.

(слайд 5) У большинства зверей весной рождаются детёныши. Взрослые животные заботятся о своём потомстве: кормят, защищают  их от врагов.

(слайд 6) В родные края возвращаются птицы.

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетают в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Кто скажет, почему они возвращаются с наступлением тепла? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

Да, действительно, теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял  снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.

А  как  называют  птиц, которые  на  зиму  улетают  в  тёплые  края, а  по  весне  возвращаются? ( Перелётные). Ребята, их очень много. Сегодня мы познако-мимся только с некоторыми из них. Но прежде вы должны выполнить задание: разделить птиц на две группы перелетных и зимующих. Работать будете в парах. Посмотрим, кто из вас быстрее и правильнее выполнит это задание. Если пара будет готова, взявшись за руки, поднимет их вверх.

Работа в парах (оценка – жетоны: зеленый – нет ошибок, желтый – 1 ошибка, красный – 2 и более)

- А сейчас мы узнаем, какие птицы возвращаются в родные края. Но для этого надо отгадать загадки.

(слайд 7)

Ты  его  узнаешь  сразу:

Белоклювый, черномазый,

Он  за  плугом  важно  ходит,

Червяков, жуков  находит.

Верный  страж  и  друг  полей,

Первый  вестник  тёплых  дней. ( Грач).

- Грачи прилетают раньше других птиц, в середине марта. Их называют предвестниками весны. (слайд 8) Гнездятся на деревьях.  Строят по несколько больших гнезд. Живут колониями шумно и дружно.

(слайд 9)

Я  выступаю  перед  вами

Как  молодой  весны  гонец.

Я  рад  увидеться  с  друзьями,

Ну, а  зовут  меня… ( Скворец).

- Скворцы прилетают чуть позже грачей, в конце марта. (слайд 10) Гнездятся  эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, под крышами домов, в расщелинах, могут использовать гнезда других птиц. Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают  сквореч-ники, и  скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем, что они уничто-жают большое количество вредных насекомых.

- Вместе со скворцами прилетают и жаворонки, только скворцы летят тихо, а жаворонки все время поют.

(слайд 11)

Гнездо  своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт,
Вошли в стихотворение.
Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт. ( Жаворонок).

- Жаворонок устраивает гнездо в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются засеянные поля. Гнездо  очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. Жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, конским волосом и пухом. Гнездо свое он очень хорошо прячет, поэтому его трудно обнаружить.

Физкультминутка для глаз (слайд 12)

А вот эта птичка имеет длинный хвост, которым она постоянно трясет. (слайд 13) Отсюда и название птицы – трясогузка (гузка – хвост). Вскоре после её прилёта начинается ледоход на реках. Поэтому её еще называют «ледоломкой». Прилетает в конце марта. Примерно через месяц после прилета белые трясогузки приступают к сооружению гнезд. Устраивают их птички где-нибудь в деревянных сооружениях около воды, в дровах, кучах хвороста, между корнями вывороченных деревьев, в небольшом углублении обрыва или ямы, в щелях каменных заборов, в больших дуплах полуусохших деревьев, под крышами деревянных построек. Гнездо устилают шерстью животных и конским волосом.

Работа в группах: раздаются карточки, на которых напечатаны названия птиц. Карточки разрезаны на слоги. Нужно собрать название птиц.

- Ребята, для того, чтобы узнать, какие птицы возвращаются к нам в конце апреля – мае, вам надо правильно сложить из слогов слова.

(слайд 14)

Никогда

Не  строит  для  себя  гнезда.

Соседкам  яйца  оставляет

И  о  птенцах  не  вспоминает. ( Кукушка).

- Что вы знаете об этой птице? Прилетает кукушка в конце апреля, начале мая. Гнезд своих не вьет, а подбрасывает яйца другим птицам. Кукушка прожорли-вая птица, поэтому приемным родителям очень тяжело прокормить кукушон-ка. Но не смотря на это, птица приносит большую пользу: она поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть ядовитые. А кукушка ест всех подряд.

(слайд 15) В мае, когда уже достаточно насекомых, возвращаются на родину ласточки. Эти птицы приносят большую пользу. В течение суток одна ласточка уничтожает огромное количество мух, мошек и комаров. (слайд 16) Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика.

- Ребята, вспомните сказку, в которой девочка спасла ласточку. Как называется сказка? Почему птичка не могла лететь в теплые края? (поранила крыло) Как девочка спасла птичку? Что мы можем сказать о Дюймовочке?

(слайд 17) А вот эту птицу можно увидеть и услышать в родных лесах в мае месяце.

Он весной поет красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка? ... ( Соловей).

Соловей – птица невидимка. Он не ярок, да ещё и осторожен. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Но лишь на третий год становятся певцами. Гнездо свое строят  на земле или невысоко над ней, в кустарниках.

- Как видите, ребята, хлопот у птиц весной очень много. В заботах о потомстве они тратят много времени и сил. Они строят гнёзда, насиживают яйца, кормят и охраняют вылупившихся птенцов и даже учат их летать.

Экологическая минутка

-А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

-Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

-Я буду читать вам предложения, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете зеленую карточку, если нет - красную.

1. Вывешивать скворечники весной.

2.  Стрелять из рогатки по птицам.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда.

5. Подкармливать птиц ранней весной.

6. Уносить домой здоровых птенцов.

7. Изучать птиц.

4. Работа по учебнику.

 - Обратимся к нашему учебнику с.59. Здесь, на этой странице птицы оставили вам, ребята, сообщение в виде стихотворения. Прочитаем. Читать будет Настя, остальные следят глазками. Что этими словами птицы хотели вам сказать?

 - Пожалуйста, постарайтесь, что бы за вашу жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает. (слайд 18)

5. Итог урока. Рефлексия.

- Так какие изменения происходят с животными весной?  Как нужно  относить-ся ко всей живой природе? Встаньте и поднимите зеленую карточку те, кому было интересно и кто доволен своей работой на уроке; красную – те, кому было скучно, не интересно.  Чтобы с хорошим настроением закончить урок, поиграем в игру.

Игра «Птицы» Учитель называет «птиц» и «не птиц». Если звучат названия «не птиц», дети хлопают в ладоши.

 

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Аисты, вороны, галки, макароны

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Чибисы, чижи, галки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы-сплюшки, лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Прогнозируемый резуль-тат

Методы и приемы

1. Мобилизующий, организационный этап

1 мин

Организует уч-ся, на-страивает на работу

Слушают, приветствуют гостей

Психологическая настро-енность, готовность к ра-боте

Словесные

2. Повторение изу-ченного. Актуали-зация знаний

5 мин

Организует работу в па-рах, фронтальную р-ту по повторению

Организует проверку выполненной работы

Четверо уч-ся выпол-няют задания в парах, остальные, используя сигнальные карточки отгадывают поры года

Повторение и закрепле-ние изученного

Контроль за учебной дея-тельностью, самостоятель-ная р-та

3. Изучение новой темы

15 мин

Объявляет тему и цели урока

Организует восприятие учебного материала  и сопровождает его пока-зом слайдов

Слушают

 

Слушают, смотрят и вос-принимают информа-цию

Настроенность на вос-приятие нового матери-ала

Восприятие, осмысление, запоминание нового ма-териала

 

 

Информацион-ные, репродук-тивные,рассказ, демонстрация

Практическая ра-бота

3 мин

Предлагает выполнить работу в парах

Распределяют карточ-ки с изображением птиц на две группы: перелет-ных и зимующих

Умение применять зна-ния на практике

Практические

Физкультминутка

1-2 мин

Предлагает выполнить зарядку для глаз под музыку (демонстрация слайда)

Выполняют упражнения

Здоровьесбережение

Наглядные

Работа в группах

2-4 мин

Предлагает задание: сложить названия птиц из слогов

Выполняют задание

Закрепление полученных знаний

Практические

4. Работа с учебни-ком

3 мин

Предлагает прочитать стихотворение в учеб-нике и ответить на воп-рос: что хотели сказать птицы?

 

Читают, отвечают на во-прос

Умение делать выводы

Метод работы с учебником

5. Итог урока. Ре-флексия

Игра «Птицы»

2-3 мин

Подводит итоги урока

Проводит шуточную игру

Отвечают на вопросы, делают вывод, анализи-руют свою работу на уроке

Формируется субъектив-ный опыт уч-ся, умение анализировать свою де-ятельность

Игровые

 

 

 

Приложение

http://ratichi.ucoz.ru/prilo1_ckfss.rar

Учитель: Зыгмантович Светлана Евгеньевна

 

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

Rambler's Top100


Наверх

Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
X