Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Реакции ионного обмена

Цели урока:

-организовать деятель­ность учащихся направленную  на изучение реакций ионного обмена, экспериментальное изучение условий течения реакций ионного обмена в растворах электролитов до конца; научить записывать уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде; по сокращённым ионным писать молекулярные уравнения; прогнозировать - всегда ли реакции ионного обмена протекают до конца.

- создать условия для развития способов умственной деятельности, на­блюдательности, развитие мышления, речи, творческих способностей, познавательного интереса к предмету; умения работать ин­дивидуально, в паре.

-содействовать воспитанию у учащихся активной личности: умения проявлять инициативу, отстаивать собственную позицию, быть коммуникативными, самостоятельными, уверенными в себе

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Актуализация знаний.

На прошлых уроках вы узнали, что водные растворы кислот, солей и щелочей являются электролитами, мы учились писать

уравнения диссоциации этих веществ на катионы и анионы и наоборот

по одному из ионов составляли формулу вещества электролита. На

сегодняшнем уроке мы будем использовать эти знания.

1. Фронтальный опрос по материалам предыдущих уроков.

- Что такое электролиты?

- Виды электролитов.

- Что такое электролитическая диссоциация?

-Какие типы реакций мы с вами изучили?

- Какие реакции называются реакциями обмена?

-Каковы признаки химических реакций?

2.Индивидуальная работа у доски

Карточка 1.

 Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один   запишите – электролиты, в другой – неэлектролиты.

 Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт, соляная кислота, раствор сульфата натрия

Карточка 2

 Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

 

KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4

 

Al(NO3)3, NaOH, H2SO4, K3PO4

III. Изучение нового материала.

1.Запись темы урока в тетрадь

Электролиты при растворении в воде распадаются на ионы, а что произойдёт , если слить два электролита вместе

На каждую парту раздаю СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ  Правила и Алгоритм составления ионного уравнения реакции       

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ

1.Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют, их  записывают в молекулярном виде.

 2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

3. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

4. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз v, выделение газа отмечают стрелкой вверх ^.

5..Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.

 

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ

1.Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют, их  записывают в молекулярном виде.

 2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

3. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

4. Вещество, выпавшее, в осадок выделяется, стрелкой вниз v, выделение газа отмечают стрелкой вверх ^.

5..Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.

Демонстрация раствора сульфата натрия. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: Na2SO4 = 2Na+ + SO42- Демонстрация раствора хлорида бария. Ученик у доски составляет уравнение диссоциации: BaCl2 = Ba2+ + 2Cl-

Демонстрация реакции получения сульфата бария составляю уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде:

Молекулярное уравнение:

Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

Полное ионное уравнение:

2Na+ + SO42-  + Ba2+ + 2Cl- = 2Na+ + BaSO4v+ 2Cl-

Сокращенное ионное уравнение: SO42- + Ba2+ = BaSO4v

Таким образом, мы видим, что в реакции участвовали ионы бария и сульфат-ионы.

Реакции между ионами называются ионными реакциями.Запись в тетради

Демонстрация реакции обмена с образованием нерастворимого основания.

Сульфат меди + гидроксид натрия = гидроксид меди + сульфат натрия

Наблюдаем выпадение голубого осадка Cu(OH)2

Реакцию получения нерастворимого основания составьте самостоятельно.

Добавим в полученный осадок соляную кислоту.

Наблюдаем растворение осадка.

На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Cu(OH)2 + 2H+ + 2Cl- = Cu2+ + 2Cl- + H2O

Демонстрация реакции с выделением газа. На доске ученик составляет уравнение в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде:

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2^

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + H2O + CO2^

                     CO32- + 2H+ = H2O + CO2^

IV.Физкультминутка

V.Закрепление.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде

1.    Na2SO4 + BaCl2 =

2.    NaOH + HCl =

3.    CuSO4 + NaOH =

4.    Cu(OH)2 + HCl =

5.    Na2CO3 + HCl =

Первичный контроль знаний

Карточка 3

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде

 

Вариант 1

Вариант 2

1.Гидроксид натрия + серная кислота =

2. Карбонат магния + соляная кислота=

3. Нитрат серебра + хлорид цинка =

1.Гидроксид калия + серная кислота =

2.Карбонат калия + серная кислота =

3. Нитрат свинца + хлорид натрия =

 

Выводы: 1. Реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами, и поэтому их изображают в виде ионных уравнений.

2. Реакции ионного обмена в растворах электролитов практически необратимо протекают только в том случае,  если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (вода).

Рефлексия

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом.

 Домашнее задание параграф 33

Гапоник Люцина Брониславовна, учитель биологии и химии

Скачать приложения к уроку

http://ratichi.ucoz.ru/gaponik_pr.rar

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

Rambler's Top100


Наверх

Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
X