Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие»

6 класс

Цели: проникновение в художественный мир Анны Ахматовой;

развитие речи учащихся, обучение умению анализировать лирику, выразительно читать;

формирование исследовательских навыков и творческих способностей   учащихся; содействовать воспитанию  чувства прекрасного, любви к слову.

 

ТСО:  мультимедийная презентация, карточки «Алгоритм анализа стихотворения».

 Оформление доски: цитаты «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые», (Ф.Тютчев), «Горька судьба поэтов всех времен, тяжелее всех она казнит Россию» (Кюхельбекер), «Поэт в России больше, чем поэт»

 

Методы обучения: проектный, частично-поисковый, информационный.

 

«В ней что-то чудотворное горит»

План урока.

 1. Оргмомент.

           2. Проверка д/з (А.Блок «Летний вечер», наизусть).

          3. Презентация темы. Рецензирование выступлений учащихся.

          4.  Анализ стихотворения  «Перед весной бывают дни такие».

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

 

1.    Оргмомент

2.     Проверка д/з (А.Блок «Летний вечер», чтение наизусть).

3.     Вступительное слово учителя

На стыке веков рождаются и творят гении. Одним из них является Анна Андреевна Ахматова. Сегодня на уроке мы приоткроем завесу над частью её жизни, попытаемся проникнуть в её художественный мир.

 Анна Ахматова родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии –1889 год. В ночь её рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня.

слайды 2-4

 Ахматова: « Родилась я на даче Саракины около Одессы. Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой; моя мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я «не сообразив», что собираюсь быть русским  поэтом, сделала своим литературным псевдонимом».

 В 1912 году была опубликована её первая книга стихов «Вечер». Ахматова оказалась в одном ряду не только с автором» «Соловьиного сада» Блоком, который навсегда остался для неё богом, но и с другими поэтами: Брюсовым, Бальмонтом Волошиным, Гумилевым. Современница великих поэтов периода так называемого серебряного века, она стоит гораздо выше многих из них.

Весной 1925 года вышло постановление « О прекращении литературной деятельности Ахматовой». Её перестали печатать в журналах и альманахах, принимать на литературных вечерах. Она пережила 14 лет забвения.

  Анна Ахматова была великим поэтом. Она прожила тяжелую жизнь. Счастливым у неё было только детство.

       В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой все более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Слепневское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью.

слайды 5-8

4.    - Работа «цепочкой»: составить ассоциативные ряды к слову «весна».

слайды 9-11

 

       - Прослушивание стихотворения «Перед весной бывают дни такие» (учебник с.174). Совпадают ли ваши ассоциации с настроением лирического героя? ответ обосновать.

 Стихотворение А.Ахматовой состоит из восьми строчек. Оно несет в себе сложное поэтическое настроение. Лирический герой радуется  наступлению весны, видит ее особые приметы. В начале стихотворения изображаются конец февраля и  начало марта. Луг, отдыхающий под плотным снегом.

- Определить композицию (смысловые части) стихотворения. – В первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация. Резкий перелом в настроении лирического героя становится заметным во втором четверостишии: и легкости своей дивится тело (глагол «дивится» – высоко – поэтическое) в сочетании с существительным «легкость» (от прилагательного «легкий») и нейтральным «тело» создают особое настроение умиротворения. 

слайды 12-14 (запись ключевых слов композиционных частей в тетради:

1часть:                   2 часть:

Снег                        тело

Луг                           душа

Дерево                   дом

Ветер                      песня)

 

слайд 15 – физминутка под музыку Вивальди «времена года.Весна».  Антонио Вивальди ( 1678— 1741) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза.

Цикл «Времена года»: каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу.

 

- Работа в группах по карточкам «Алгоритм анализа стихотворения». Проверка.

 Какие поэтические приемы использует автор? С какой целью?

 – Луг «отдыхает» – олицетворение, «шумят» – олицетворение, деревья «весело – сухие» – метафора. Эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, ожидающие наступление весны.

 – Чем отличаются первое и второе четверостишия? Как удалось автору передать это?

– Четыре строчки начинаются с союза «и», играющего не только сочинительную, но и усилительную роль. Этот прием называется анафорой. Еще какие настроения рождаются в душе поэта?

 – «И дома своего не узнаешь» – в значении «все обыденное воспринимается как новое».

 – В следующих двух строчках поэт продолжает развивать мысль, настроение, наметившиеся в начале второго четверостишия.

 – Что еще волнует душу поэта? « Знакомая песня, которая воспринимается им как новая».

 – Какие слова помогают выразить состояние души поэта?  «С волнением поешь».

 Для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны Ахматовой. В этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира.

5.    Подведем итог. Итак, о чем же  размышляет автор в своем стихотворении? Какое настроение оно передает? Каким чувством оно пронизано? Объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и упруг; легкости своей дивится тело. Какую роль они играют? Что нового открыли вы для себя на уроке? Какие выводы сделали? Созвучна ли основная мысль стихотворения с данными высказываниями?

слайд 16

Растолковать смысл эпиграфа.

Надеюсь огонь, зажженный в ваших душах Ахматовой будет согревать вас всегда. Она учила нас не сдаваться, жить по совести, не терять человеческого ни при каких обстоятельствах и видеть мир во всем его многообразии. А. А. Ахматова занимает исключительное место в русской поэзии XX века. Ее лирический герой — человек, обладающий глубочайшей интуицией, умением тонко чувствовать и сопереживать всему, что происходит вокруг.

слайд 19 (стих. М.Цветаевой)

 

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

ЗЛАТОУСТ златоуста, м. (книжн. устар., теперь шутл.). Красноречивый оратор, проповедник. Профессиональный оратор, "златоуст", как любили выражаться в прошлом, оратор для квалифицированной аудитории (об А. В. Луначарском). Никулин. (По прозванию константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста 4 в. хр. э.)

 

6.    Д\з: выразительное чтение стихотворения; написать эссе «Звуки и краски моей любимой поры года» (5 уровень).

ПЛАН

АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ

1.     Определите, если это возможно, какие обстоятельства в жизни поэта способствовали написанию данного стихотворения.

2.     Вид лирики (пейзажная, патриотическая, социально-политическая, историческая, философская, интимная).

3.     Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.     Определите его тему.

5.     Какова основная мысль (идея) стихотворения?

6.     Назовите художественные средства, используемые поэтом.

7.     С какой интонацией нужно читать данное стихотворение?

8.     Какое впечатление оно на вас произвело?

 

Прокопчик Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы

 

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

Rambler's Top100


Наверх

Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
X