Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

Гапоник Люцина Брониславовна, учитель биологии и химии

Тема урока: Происхождение, многообразие и значение пресмыкающихся

Цели урока: 

- Организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение новых знаний;   умение выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с учебником и дополнительной литературой ,       сформировать представление о взаимосвязи между особенностями внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся и условиями их обитания,  изучение роли рептилий в природе и жизни человека.

-Создать условия для развития учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию

- Содействовать воспитанию у учащихся способности к самоконтролю, самоанализу, самооценке, доброжелательности, чувства взаимопомощи, само- и взаимоуважения в условиях работы в малых группах, бережного отношения к животным и к своему здоровью

 

Оборудование: мультимедийная установка, книга « Крокодилы», карточки с заданиями и тестами, набор открыток « Из глубины веков»

Ход урока

I.               Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и гостей, и надеюсь, что наш урок  будет плодотворным и принесёт вам новые открытия.

Девиз сегодня нашего урока:  Слайд 1

 На уроке нам, друзья,

Черепахами быть никак нельзя.

Как ящерицы будьте быстры

И все десятки  заработаете вы.

Психологический тренинг:  Слайд 2

Закройте глаза. Пожелайте себе доброго дня, удачи, спокойствия. Пожелайте, чтобы у нас получился хороший урок

II.           Проверка домашнего задания.

На 2 последних уроках мы изучали с вами класс Пресмыкающиеся, а теперь проверим, как вы усвоили этот материал. Возьмите, пожалуйста, тесты и ответы запишите в тетрадь

Тест по вариантам, раздается каждому ученику в распечатанном виде.

Самопроверка и выставление оценок  :  Слайд 3

III.        Актуализация знаний

Сегодня на уроке у нас пойдёт об удивительных животных.

О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:   Слайд 4

•       способными к гипнотическому взгляду (змеи)

•       долгожителями (черепахи)

•       ужасно кровожадными (крокодил)

•       быстрыми и юркими (ящерицы)

•       ужасно переменчивыми (хамелеон)

•       стали символом медицины.

Как вы думаете кто эти таинственные животные?

Открываем тетради и записываем тему урока   Слайд 5

Как вы думаете, какова цель нашего урока? Чему мы сегодня должны научиться, какие важные моменты усвоить?

IV.        Изучение нового материала

А) Происхождение рептилий  Слайды 6 - 9

- Всегда ли на Земле были современные пресмыкающиеся?

- От каких животных произошли древние пресмыкающиеся?

 

 - Что послужило причиной вымирания древних пресмыкающихся

•             резкое похолодание

•       появление конкурентов – теплокровных животных

 Слайд 10

Современные пресмыкающиеся представляют собой лишь разрозненные останки богатого и разнообразного мира рептилий, населяющих Землю в мезозойскую эру. Сейчас насчитывается более 7 000 видов рептилий. Класс включает 4 отряда, мы с вами рассматриваем по программе только три.

Б) Современные рептилии

В) Организация самостоятельной работы учащихся.

Слайд 11

Работа по группам

1-   Отряд Чешуйчатые

2-   Отряд Черепахи

3-   Отряд Крокодилы

 

Карточка №2

План характеристики отряда

1.Численность отряда

2.Представители ( 3-4 животных).

3.Среды  жизни.

4.Особенности внешнего и внутреннего строения.

V. Подведение итогов работы

Отряд Чешуйчатые Слайд 12

1)Дракон с острова Комодо  Слайд 13

2)Видеофрагменты  Веретеница   Слайд 14

Желтопузик

Загадка:

Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах

Удрала, а хвост в руках.

О каком процессе идёт речь в загадке? (регенерация)

Ящерицы предпочитают терять хвост, а не голову. Будьте мудры, как змеи, и бесхитростны, как голуби - говорится в Библии

3) Найти биологическую ошибку  Слайд 15

Яд гюрзы содержит ферменты, разрушающие эритроциты и стенки кровеносных сосудов и вызывающие свертывание крови. Поэтому после укуса возникают многочисленные внутренние и подкожные кровоизлияния, сильнейший отек в области укуса, тромбозы сосудов. Все это сопровождается резкой болью в укушенной конечности, головокружением, рвотой.

Чаще всего встречи с гадюками происходят во время сбора лесных ягод, грибов, валежника, при работе в саду, огороде. Чтобы уберечься от укуса гадюки необходимо быть более внимательным и осторожным. Отправляясь в места, где возможна встреча с гадюками, необходимо иметь соответствующую одежду и обувь. Предохраняют от укусов змей: высокие сапоги; толстые шерстяные носки; плотные, не обтягивающие тело брюки, заправленные с напуском в обувь. При сборе грибов и ягод лучше пользоваться палкой достаточной длины, чтобы пошерудить ею в зарослях вблизи того места, где они растут. Если в этом месте находится змея, она или обнаружит себя или уползет. Не лишней будет выставленная вперед палка и при быстром движении по тропе. Гадюки, как и все змеи, лишены слуха, который им заменяет восприятие колебаний почвы всей поверхностью тела. По мягкой торфяной подстилке или вскопанной почве колебания почти не распространяются, и гадюка просто не успевает заранее «услышать» приближение человека. Практически все случаи укусов можно рассматривать не как активное нападение гадюки, а как ее защитную реакцию на неожиданное беспокойство.

В большинстве литературных источников, посвященных мерам первой помощи при укусе змеи, предлагается незамедлительно начать отсасывать ртом яд из ранок. Обязательным условием при этом является полная целостность слизистых оболочек полости рта. Предварительно ранки следует открыть, сдавливая складки кожи в области укуса до появления из ранок капелек крови. Содержимое ранок (кровянистую жидкость) необходимо сплевывать. Место укуса необходимо обработать антисептиками. Кожу вокруг ранки можно обработать спиртом, зеленкой, йодом или водкой. На место укуса наложить тугую стерильную повязку. При оказании первой помощи и при транспортировке пострадавший должен находиться в положении лежа. После оказания первой помощи пострадавшего следует как можно быстрее доставить к врачу, где ему должна быть введена специфическая сыворотка «Антигадюка», содержащая антитоксины, нейтрализующие яд гадюки.

Обращение к стенду « Ядовитые животные»

Профориентация : герпетолог, серпентолог, змеелов, фармацевт

4) Видеофрагмент хамелеон Слайд 16

Физкультминутка Слайд 17

Отряд Черепахи  Слайд 18

У японцев черепаха считается эмблемой долговечности.  

Видеофрагмент Морские черепахи Слайд 19

Черепахи не торопятся -

Неспеша в них мудрость копится.

Очень медленно ползут,

Словно тяжести везут.

Не спеши, если забудешь:

Тише едешь - дальше будешь. Валентин Гафт

К чему призывает нас автор в этом стихотворении?

Характерные особенности черепах Слайд 20

Отряд Крокодилы Слайд 21

Крокодилы долгожители. Они стареют к 70-80 годам, но известны факты их жизни свыше 100 лет.                                                                                                                                  

Значение и охрана пресмыкающихся Выступление ученика

V I. Обобщение и закрепление      

Карточка 3         Слайд 22

             

1.Распределите характерные признаки рептилий

 

 

ящерицы

змеи

крокодилы

черепахи

3,12,13,16

3,9,10,11,13,15.

2,4, 6,12,16

1,5,7,8,12,14,16

 1       Позвоночник, грудина, рёбра соединены с верхним щитом панциря

        2      Хвост сжат с боков

        3      Кожа покрыта роговыми чешуйками

        4      Кожа покрыта роговыми щитками

         5     Отсутствие зубов

         6     Мощная челюсть с острыми зубами

         7     Тело покрыто роговыми пластинами или мягкой кожей

         8     Части тела втягиваются под панцирь

          9     Веки глаз сросшиеся

        10    Отсутствие грудины

         11   Конечности отсутствуют

        12    Наличие   конечностей

         13   Раздвоенный язык

         14   На челюстях имеются острые роговые края

         15   Плохо выражены отделы тела

         16   Подвижные веки

  2. Найдите лишнее: Слайд 23

Какое из предложенных животных лишнее в этом ряду? Ответ обоснуйте.

А) Уж, Веретеница, Кобра, Удав.

Б) Медянка, Крокодил, Тритон, Черепаха.

В) Хамелион, Геккон, Варан, Алигатор

Г)Серый варан, Прыткая ящерица, среднеазиатская черепаха, зелёная ( суповая) черепаха

3.Биологическая задача Слайд 24

 

Последние десятилетия особое внимание уделяется ядовитым змеям и вместо уничтожения их охраняют, а многие даже внесены в Красную книгу. Почему?

( Змеи уничтожают грызунов, яд - ценное сырьё для фармацевтической промышленности.)

 

4.  Природа – творческая мастерская. Человек все заимствует у нее. Давайте посмотрим, что нам дали Пресмыкающиеся?

В нашей речи присутствуют такие выражения, которые мы позаимствовали у Пресмыкающихся. Объясните, на каких биологических особенностях пресмыкающихся они основаны.

1.Из кожи вон лезет.

2.Ползет как черепаха.

3.Льет крокодиловы слезы.

4.Ну, он – настоящий хамелеон.

VII. Рефлексия

Карточка 4

Было ли вам интересно на уроке, пополнили ли вы свои знания? Найдите себя на этом древе познания и отметьте

VIII. Домашнее заданиеПараграф 39

2. Вспомнить и записать в тетрадь список литературных произведений, в которых упоминаются представители класса Рептилий.

    3. Принести перья домашних птиц

Гапоник Люцина Брониславовна, учитель биологии и химии

Смотреть

Видеоприложение к уроку

Происхождение, многообразие и значение пресмыкающихся

Скачать приложения к уроку

 презентация Происхождение и многообразие пресмыкающихся

карточки к уроку

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

Rambler's Top100


Наверх

Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
X