Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

  • ШНО "Эврика" 12
  • ШНО "Эврика" 13
      •               

        Тезисы работ на научно-практическую конференцию

        "Первые шаги в науку-2012"

        Юрченко Кристина Юрьевна

        Ученица 10 класса

        Ратичской СШ

        Научный руководитель:

        Блыш И.М.,

        учитель английского языка

         

        Употребление названий цветового спектра во фразеологизмах английского языка

        Цвет вызывает у человека различные чувства: возбуждение, покой, равнодушие, негодование и радость, ощущение холода или тепла, что воздействует на физиологию и психику. Возможно, из-за эмоционального воздействия цвета человек наделил его определенным символическим значением.

        С давних времен в культуре всех народов начала складываться определенная гамма любимых цветов. Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе. Национальные цвета английского флага: красный, голубой, белый. Вероятно, поэтому очень много фразеологических единиц связано именно с этими цветами.

        Основная цель работы – выявление названий цветового спектра во фразеологизмах английского языка.

        В соответствии с этой целью в данной работе были поставлены следующие задачи:

        1)             изучить предмет и задачи фразеологии;

        2)             выявить особенности цветового восприятия;

        3)             проанализировать употребление названий цветового спектра во фразеологизмах английского языка.

        Объектом исследования стали английские фразеологизмы, предметом – английские фразеологизмы с названиями цветового спектра.

        В работе были использованы следующие методы:

        – метод сплошной выборки материала;

        – метод анализа и синтеза;

        – сравнительно-сопоставительный метод.

        Материалом исследования послужили 126 фразеологических единиц, имеющих в себе названия цветового спектра.

        Были проанализированы литературные источники и всемирная сеть Internet.

        В ходе исследования нами была рассмотрена фразеология как объект лингвистического исследования: понятие «фразеология», ее предмет, задачи и принципы. Также мы познакомились с лингвистами, исследовавшими фразеологию – это В.В. Виноградов, Е.Д. Поливанов, Ш. Балли.

        Также нами были рассмотрены значения названий цветового спектра с точки зрения психологии. Так как  цвет оказывает непосредственное влияние на психику человека и является одним из наиболее простых средств, позволяющих понять и описать бессознательные процессы. Нами было выявлено, что один и тот же цвет может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Например, значения белого в основном позитивны: благо, радость, чистота, невинность, честность. (a white man – порядочный, честный человек).

        Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью(white slavery -  торговля живым товаром).

        Исследование проводилось на материале двух словарей: «Большой англо-русский фразеологический словарь» А.В. Кунин и «Англо-русский, русско-английский словарь фразеологизмов» П.П. Литвинова. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что большее количество ФЕ с цветообозначениями «черный - black» - 28,7% и «синий - blue» 27,8%. Наименее употребительный цвет – это «розовый - pink» 0,8%.

        Также нами было проанализировано количественное соотношение фразеологических единиц с положительным и отрицательным значением.

        Все это позволило сделать выводы, что данное соотношение употребления названий цветового спектра во фразеологизмах можно объяснить особенностями геофизического положения страны, ее исторического развития. А также менталитетом англичан.

         

         

        Петревич Яна Андреевна

        ученица 7 класса

        ГУО «Ратичская средняя школа»

        Научный руководитель:

        Гапоник Л.Б., учитель биологии и химии

         

        Изучение гнездований белого аиста в микрорайоне Ратичской СШ и близлежащих деревнях

         

        Аист — одна из самых популярных птиц. «Носитель счастья» — персонаж бесчисленного множества сказок, преданий, легенд и песен. Но если симпатии, питаемые к аистам, большей частью имеют чисто фольклорную основу, то внимание ученых к этим птицам основано на подлинных фактах. Ведь именно аист положил конец многовековым спорам о зимнем местообитании пернатых. Целая плеяда ученых от великого Аристотеля до Карла Линнея терялась в догадках относительно зимовок птиц, а гипотезы выдвигались одна невероятнее другой.

        В мае 1822 года в немецком городе Мекленбурге поймали аиста, в шее которого торчала стрела. Находку показали специалистам. Стрела африканская — установили они. Это было первым доказательством того, что европейские аисты, а возможно, и другие птицы, зимовали в Африке. Полвека спустя в Германии были окольцованы три молодых аиста. Через четыре дня после отлета один из них был обнаружен за тысячу двести километров от родных мест по дороге в Африку.

        Цвет Белоруссии – сине-зелёный. Море лесов под синими небесами, заливные луга и озёра, цветущие нивы льна создают этот непередаваемый колорит. Мягкие волны хлебов, васильки на обмежках, голубика на моховых болотах и колокольчики на опушках, вечерние туманы над рекой и утренние росы в лощинах тоже легли голубым по зелёному. Даже октябрьской порой, когда в природе господствует багрец и золото дубов, берёз и осин, а над всем этим привольем разливается густая синь неба, холод высоты и последний жар земли приглушает чистейшая свежесть озимых, зелёный покой дремучих боров.

        И потому белый аист, которому так доверчиво подарил любовь человек и который в ответ одарил человека привязанностью, птица, которой кроме воды, лугов и деревьев нужен покой, родным берегом на востоке Европы признал Беларусь. Он не зимует у нас, но каждой весной, возвращаясь из тёплых краёв, возвещает о том, что этот голубовато-зелёный край ему — родина, а он — её символ: символ миролюбия, тихой прелести и потаённо-мудрой силы.

        Белый аист имеет и  эстетическое значение, украшает населённые  пункты, способствует воспитанию у людей любви к природе, традиционно охраняется. Для того чтобы совершать подвиги, не нужно огласки, а для службы в прямом смысле этого слова есть солдаты. А вот самым главным подвигом является  искренняя любовь к земле родной, к своей Родине каждый человек, любящий свою Родину, должен знать и изучить её особенности, знать то, что окружает его, изучить растения и животные, которые его окружают. Должен любить и охранять природу. Так пусть же она чувствует лишь позитив, любовь и восхищение, пусть расцветает и красуется на радость всем нам и нашим детям!

        Учащимися нашей школы был проведён экологический мониторинг состояния почв учебно-опытного участка нашей школы, было изучено многообразие лишайников на территории школы, было собрано и определено 15 видов лишайников. Была проведена работа по определению чистоты воздуха методом лихеноиндикации.

        Следующим этапом нашей работы по изучению родного края стала работа по изучению гнездований белого аиста. Аисты – символ нашей родной Беларуси. Птица мира, добра и покоя. О ней слагаются песни и пишутся стихи. Метод  исследования: учёт гнёзд белого аиста, а также выбор ими опоры для гнезда и количество птенцов в гнёздах проводились в деревнях, которые относятся к микрорайону Ратичской школы, а также в близлежащих деревнях.  На территории микрорайона школы и в близлежащих деревнях обнаружено 50 гнёзд, из которых 2 были незаняты. Из 48  занятых,  5 гнезд были не успешными. Из остальных гнёзд вылетело  84 птенца. Гнёзда в основном расположены на  деревьях 48% и на столбах 46% , особенностью является то, что все гнёзда на столбах сделаны без искусственной основы, за исключением двух.

        По результатам нашей работы видно, что для проведения учётов таких хорошо заметных и определяемых птиц, как белые аисты, использование возможностей краеведческих  кружков, научного общества вполне возможно и эффективно. Для привлечения этих птиц нужно изготавливать им искусственные опоры для гнездований и вовлекать в эту работу местное население, родителей и учащихся школы Полвека назад некоторые зоологи рассматривали значение отдельных видов с очень узкой, чисто утилитарной точки зрения, относя их к полезным, вредным или нейтральным. В настоящее время, получила всеобщее признание точка зрения, что каждый вид животных и растений уникален и играет в природе исключительную роль. Исчезновение аистов  было бы большой потерей для природы и, следовательно, для людей, так как  экологическое равновесие в природе необходимо для нашего существования, здоровья  и процветания.

        Пока в большинстве местностей, аистов достаточно много, однако снижение численности в отдельных местностях и даже и полное исчезновение из-за изменения в этих районах экологической обстановки под влиянием бурной хозяйственной деятельности человека уже вызывают тревогу. Люди, так или иначе, препятствуют гнездованию эти птиц в обычных для них местах, а сокращая площади занятые естественной средой природы, и загрязняя планету, лишают их пищи. Если так будет продолжаться и дальше, то численность аистов неизбежно буде уменьшаться и со временем они могут исчезнуть. А в Африке, где зимуют аисты, их едят. Это еще одна причина уменьшения их численности. Сохранять аистов можно лишь при условии - если будет сохранена природа вообще. Только в этом случае могут быть успешными мероприятия по привлечению их к гнездованию.

        Проведение данных исследований организовало целенаправленное и систематическое общение детей с природным окружением, способствующим постепенному накоплению и систематизации природоохранительных знаний, умений, навыков, сформировало систему ведущих природоведческих и природоохранительных  понятий, на основе которых учащиеся уясняют не только существование природных взаимосвязей и взаимозависимостей, но и необходимости сохранения и поддержания их, что позволило  добиться осмысления этих знаний и перехода их в убеждения, предопределяющие разумное, бережное отношение к природе. Такая работа учащихся  обогатила их личный опыт пониманием того, что природа является естественной основой жизни общества и каждого человека, что всё необходимое для удовлетворения жизненных потребностей люди берут из неё. Также развила и углубила мотивы охраны природы – экономические, научно-познавательные, гуманистические, эстетические и санитарно-гигиенические, регулирующие нормы отношения к природе, выработала высокую экологическую культуру. Она способствовала также воспитанию нравственных личностных качеств – доброты, заботы, отзывчивости, ответственности и любви к родному краю и республике Беларусь. Ибо безответственность, безразличие, бесхозяйственность нанесли и продолжают наносить большой ущерб окружающей среде.

         

        Аверьянова Диана Юрьевна,

        ученица 8 класса

        ГУО «Ратичская средняя школа»

        Научный руководитель:

        Прокопчик Марина Михайловна,

        учитель русского языка и литературы

         

         

         

        ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ

        В ПОВЕСТИ В.БЫКОВА «ЖУРАВЛИНЫЙ КРИК» И

        К.ВОРОБЬЁВА «УБИТЫ ПОД МОСКВОЙ»

         

         

        В русской литературе сложилась традиция изображения войны и участвующего в ней человека. Она ведет свое начало с XII века: в «Слове о полку Игореве» показаны два военных сражения войска князя Игоря обобщенно, без детализации и психологизма.

        Интерес к внутреннему миру человека появился в произведениях Л.Н. Толстого. Писатель подчеркивал, что война – противоестественное состояние человека и общества, тяжелая кровавая работа, изматывающая и калечащая душу человека, сложное испытание, которое суждено пройти не каждому.

        В истории Беларуси очень тяжелый след оставила Великая Отечественная война. Литература в лице В.В.Быкова и К.Д.Воробьёва пытается дать ответ на следующие вопросы: каков человек на этой войне, что происходит с его душой?

        Предмет исследования — тематика, проблематика, художественные особенности  повестей В.В.Быкова «Журавлиный крик» и К.Д.Воробьёва «Убиты под Москвой», позволяющие выявить общие и отличительные жанрово-стилевые черты  военной прозы писателей.

        Цель данной работы - определение тематических, стилевых и жанровых доминант военной прозы писателей, выявление своеобразия их художественного мира и  особенностей изображения человека на войне.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - проанализировать идейно-тематическое содержание повестей В.В.Быкова и К.Д.Воробьёва, обнаружить особенности и своеобразие художественного мира прозаиков;

        -     сравнить полученные результаты;    -  определить особенности использования художественных средств при создании образов, затронуть проблемы традиций и новаторства в творчестве писателей.

        В работе были использованы следующие общенаучные методы:

        сравнение, анализ, индуктивный и дедуктивный методы.

        Существует обширная критика на повесть В.В.Быкова «Журавлиный крик». В данной работе были использованы в качестве опорных источников книги А.Адамовича «Горизонты белорусской прозы», И.Афанасьева «Кто восходит на Голгофу», «Гісторыя беларускай літаратуры 20 стагоддзя”. Для анализа  повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой» изучались труды Н.Лейдермана, М.Липовецкого «Современная русская литература», Ю.Томашевского «О Константине Воробьёве» и др.

        Сложность исследования повестей В.В.Быкова и К.Д.Воробьёва заключалась в том, что в имеющихся критических статьях не давалось

        сравнения этих двух произведений, а если такие элементы и присутствовали, то в обобщенном виде без конкретизации.

        Таким образом, сравнение основных проблемно-тематических и жанрово-стилевых особенностей прозы писателей определяет актуальность избранной темы, а факт изучения данных произведений по предметам «русская литература», «белорусская литература» - её практическую направленность, т.к. использование данного материала поможет осуществить процесс интегрированного обучения, мотивировать интерес к военной прозе XX века и непосредственно творчеству одних из лучших ее представителей.

         Произведения  «Журавлиный крик» (1959)  В. Быкова, «Убиты под Москвой» (1961) К. Воробьева и многие другие принесли в литературу новый взгляд на войну — взгляд непосредственного очевидца и участника событий.

        Писателям важно понять, что происходит с человеком в обстоятельствах экстремальных, исключительных, то есть на войне, которая выступает мерилом нравственности.

        По существу, именно этот — нравственный, «человекоцентричный» — пафос фронтовой повести вызвал острую критику, в которой смешались упреки и в грубом натурализме, и в  умалении великого подвига советского солдата-освободителя, и в узости взгляда на события мирового значения. Все эти обвинения имели, помимо всего прочего, политическую подсветку, но в эстетическом аспекте они были объединены под одним ярлыком — «окопная правда». Этим ярлыком шельмовали почти каждую новую вещь, появлявшуюся из-под пера В.В.Быкова,  К.Д.Воробьева.

         Данные писатели являются представителями военной «лейтенантской» прозы, чем во многом обусловлены их общие подходы в изображении человека на войне.

        1. Автобиографичность. Так, в биографии Фишера, в его увлечении искусством немало автобиографичного, взятого из жизни самого Быкова. Однако ещё ближе автору образ Василия Глечика, в характере и мировосприятии которого Быков находит отражение белорусского характера, центрального в творчестве писателя.

        Воробьёв Великую Отечественную войну встретил кремлёвским курсантом, принявшим боевое крещение в окопах под Москвой, как и молодой лейтенант Алексей Ястребов.

        2.  Центральный персонаж повестей «Журавлиный крик» и «Убиты под Москвой»  – это молодой человек, который выступает носителем авторской точки зрения как в идейно-оценочном, так и в

        структурно-композиционном смыслах (18-летний рядовой Глечик – бывший курсант лейтенант Ястребов).

        3.  Главное место в повестях занял внутренний конфликт – конфликт  между теми, кто находится по одну сторону фронта. Главным водоразделом между людьми стало понятие совести. Обоих писателей интересует то жестоко-суровое  испытание, которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота?

        Для Василия Глечика мысль о том, чтобы оставить позицию, спастись, была неприемлемой: нельзя нарушить приказ комбата, его нужно выполнить любой ценой. Алексей Ястребов победил себя, свой страх, свою растерянность и стал настоящим воином.

        4.  Локальность хронотопа.

        Сюжетные события ограничены во времени и пространстве: время события —  двое суток, два боя в повести «Журавлиный крик», пять дней, атака села, обстрелы врагами – в «Убитых под Москвой». Художественное пространство ограничено железнодорожным переездом в первой повести и дорогой на фронт, возвращением обратно – во второй. 

        Это вызвано творческой сверхзадачей: выбрать то место и время, где и когда совершается духовное преображение молодого фронтовика — когда кончается мальчишество и рождается Личность.

        5.  Особенности поэтики.

        Ориентация на воспроизведение душевного микромира героя ведёт к усилению роли подробностей и деталей, которые входят в повествовательный аспект лирической повести сквозь призму сознания героя и несут на себе печать его состояния, накала его чувств.

        В повести Быкова странные, печальные звуки, которые услышал Глечик, и созерцание подбитого журавля вызвали в нём чувство жалости и боли. Молодой солдат  потрясенно открыл для себя: ему скоро предстоит умереть и схватил единственную гранату, занял свою последнюю позицию.

        Этот журавлиный крик – символичная, полная печали и мужества песня прощания с павшими и призывный клич, возвещающий о смертельной опасности.

        В повести «Убиты под Москвой» идущие часы на руке погибшего символизируют продолжающуюся войну, которая будет уносить все новые и новые жизни так же неотвратимо, как тикают эти часы.

        Для произведения Воробьёва характерна натуралистическая образность, которая является важнейшим способом добывания правды. Это вытекает из убежденности писателя в том, что без жестоких,

        неприятных подробностей не может возникнуть адекватного представления ни о подлинной мере мучений, ни о подлинной цене героизма человека на фронте (сцена гибели политрука Анисимова и др.).

        6. Традиции. Сосредоточенность на жизни души, её непостоянстве, на внутреннем состоянии героя, переживающего душевный перелом, позволяет говорить об использовании метода «диалектика души», основанном в русской классической литературе Л.Н.Толстым.

        В основе описания военных действий К.Воробьёвым и В.Быковым – осознание того, что творцом истории  является народ, а не отдельные личности, и что всякие рационалистически построенные теории, как бы хороши они ни казались, — ничто перед силой, которой является настроение и дух народной массы, что так же сродни взглядам на войну Л.Н.Толстого.

                  7.  Оба писателя для полного, глубокого и детального раскрытия внутреннего мира героев используют психологизм открытый (внутренний монолог, диалог, исповедь (Свист), сон (Карпенко), повествование от первого лица, «диалектика души») и  психологизм скрытый (портрет, пейзаж, художественная деталь, умолчание). 

        Например, скрытый психологизм проявляется в диалоге между капитаном Рюминым и подполковником, в описании встречи курсантов со спецотрядом НКВД (подтекст: гневный упрек высшему командованию, бросившему курсантов на передовую лишь с учебными самозарядными винтовками и бутылками с бензином, без пищи, без пулеметов, бросившему на произвол судьбы. А в это время в тылу войска НКВД, сытые, одетые, вооруженные).

        8. Жанровое-композиционное своеобразие.

        В отличие от К.Воробьёва В.Быков осложняет сюжет повести биографиями героев, заключёнными в общую рамку войны, близкого боя, ожидания неминуемой смерти. Пространственно-временные границы «размыкаются» отступлением в прошлое героев. В связи с этим А.Адамович отмечает притчеобразность повести «Журавлиный крик».

        9.  Роль пейзажа.

        Пейзажные зарисовки на страницах повести В.Быкова  передают тревогу и внутреннее волнение героев перед неопределённым завтра, и это подчёркивается враждебностью природной стихии, воплощением которой является ветер, упоминающийся на страницах повести 19 раз.     Жизненное пространство героев наполняет  туман - метафора слепой судьбы, которая в повести тождественна помехам, преградам, встающим на пути, и преодолеть их не представляется возможным.

        Антагонистом мутной серости утра, зябкости воздуха, холоду земли, пронизывающему ветру выступают дружелюбное солнце, родные берёзы.

        В сфере цветообозначения наиболее часто употребляется «чёрный» (7 раз). Эпитет «чёрный» - это цвет воротника у фашиста, цвет враждебной стихии, такого же цвета глаза у предателя, т.е. этот цвет является средоточием всего того тёмного и негативного, что есть в окружающем мире.

        Глаза у Быкова являются «зеркалом  души человека», т.к. напрямую характеризуют его сущность, поэтому это словоупотребление в таком значении довольно многочисленно: 8 раз.

         Пейзажных зарисовок на страницах повести «Убиты под Москвой» мало. Они скупы, но точны, почти всегда гармоничны  состоянию и чувствам героев, т.е. передают параллелизм. Чаще всего встречаются номинативные единицы, имеющие отношение к зиме - 9 раз (снег, мороз, метель).

        Из художественных приемов наиболее часто используется автором деталь-символ «дорога». Воплощением спасения выступает ночь, а туман, как и у Быкова, синонимичен помехам на пути героев.

        Таким образом, единые тематические доминанты, проблематика, тип героя, художественные приемы объединяют  военное творчество двух выдающихся писателей и свидетельствуют о наличии общих подходов в изображении человека на войне.

        Исследовав художественный мир представителей «лейтенантской» прозы, хотелось бы выявить дальнейший характер творческого эволюционирования литературы о войне. Последующие произведения современных русских и белорусских писателей должны проявить, осталась ли литература в жанровых рамках «малой» прозы или сумела  перейти на иные уровни художественного осмысления действительности в «крупных» эпических формах. Таким образом, можно говорить о существовании перспектив дальнейшего исследования и анализа военной прозы, в том числе, в контексте появляющейся новейшей военной прозы в рамках растущего многообразия ее жанровых проявлений.

        Новейшая военная проза — это новый материал, достойный глубокого научного изучения и осмысления. Исследование и систематизация   прозы о войне актуальны и важны для составления более полной целостной картины военной новеллистики рубежа XX—XXI веков и современной  литературы в целом.

         

        Литература

        1.    Адамович, А.А. Горизонты белорусской прозы. - М.: Советский писатель,  1974.- 208 с.

        2.    Афанасьев, И.Н. Кто восходит на Голгофу? – Мн.: Мастацкая літаратура, 1993. – 160 с.

        3.    Бочаров, А.В. Человек и война. - М.: Советский писатель, 1973. - 198 с.

        4.    Быков, В.В. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1. Повести. Пер. с белор. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 414 с.

        5.    Воробьёв, К.Д. Вот пришёл великан… Повести. – М.: Известия, 1987. – 608 с.

        6.    Зайцев В.А., Герасименко, А.И. История русской литературы второй половины XX в. - 182 с.

        7.    Лазарев, Л.И. Василь Быков: очерк творчества. – М.: Художественная литература, 1989. - 262 с.

        8.    Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература: 1950—1990-е годы; пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Том 1. - М.: ACADEMIA, 2003. -  258 с.

        9.    Миронова, Н. А. Литература в таблицах: 5—11 кл.: справ. материалы / Н. А. Миронова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 126 с.

        10.                   Соколова, И.К. Воробьёв «Убиты под Москвой»: авторская позиция // Война в судьбах и творчестве русских писателей. Сборник статей /отв. редактор Т.А.Гавриленко. – Уссурийск: Угли, 2000, с. 8-10.

        11.                   Томашевский, Ю.В. О Константине Воробьёве, нашем современнике // Воробьёв, К.Д. Крик. Повести. – Вильнюс: Вага, 1976. – 464 с.

        12.                   Томашевский, Ю.В. Право на возвращение // Воробьёв, К.Д. Вот пришёл великан. Повести. – М.: Известия, 1987. – с. 578-602.

        13.                   Тычына, М.А. / Гісторыя беларускай літаратуры 20 стагоддзя. Том 3 (1941-1965), 2 выданне. – Мн.: Беларуская навука, 2002. – 952 ст. (перевод с белорусского языка мой).

         

         

            Якимович Моника Ивановна,

        Ученица11 класса

        ГУО  «Ратичская средняя школа»

        Научный руководитель:

        Мармыш Нина Аркадьевна,

        учитель немецкого языка

         

        ПАРАЛИНГВИЗМЫ (КИНЕМЫ)

                  Стремление к общению часто занимает ведущее место среди мотивов человека, побуждающих его к совместной деятельности. « …деятельность в непосредственном общении с другими … стала органом проявления… и одним из способов усвоения человеческой жизни», «… действительное духовное богатство индивида  всецело зависит от богатства его действенных отношений» ,  «люди чаще всего имеют дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными « (Д.Карнеги ). Эти и другие утверждения учёных позволили сделать вывод о том, что « коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств». Иными словами, для устного общения характерно органическое единство лингвистического , паралингвистического и кинесического компонентов. То есть, коммуникацию невозможно представить без невербальных средств общения.

                     Целевыми вопросами при изучении данной темы стали:

                        1. Какие формы  невербальных средств общения распространены  больше всего и

                         какую они играют роль в культурах русского и немецкого языков?

                         2.  Какие паралингвизмы и кинемы  используются в общении жителей Германии в

                         сравнении с русской культурой?

                      К невербальным средствам общения относятся:

                        1)         паралингвистические (интонация, паузация, дыхание, темп, громкость,                                                                                               ритмика, тональность, мелодика)

                         2)         экстралингвистические (стук в дверь, плач, смех, различные шумы  и т.п.)

                         3)         кинесические (жесты, мимика, контакт глаз)

                         4)         прксемические  (позы, телодвижения, дистанция, т.е. пространственно- временная организация общения)

                       Какую роль они играют?

        Они:         1)    акцентируют ту или иную часть вербального сообщения;

        2)      предвосхищают то, что будет передано вербально;

        3)      выражают значение, противоречащее содержанию высказывания;

        4)      заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение продолжить своё высказывание, на поиск слова и т.п.;

        5)      сохраняют контакт между собеседниками и регулируют поток речи;

        6)      заменяют отдельное слово или фразу;

        7)      с опозданием дублируют содержание вербального сообщения (М.Экман., Х. Миккин)

               Учёные разных стран мира полагают, что значительная доля получения информации декодируется на невербальном уровне. При этом по данным психологии считается, что при помощи невербальных средств общения передаётся до 50% информации. Другие психологи утверждают, что 60-80% коммуникации осуществляется за счёт невербальных средств общения, а 20-40 % коммуникативной информации передаётся вербальными средствами.

                 Большая часть трудностей в общении с представителями других народов вызвана, как известно, незнанием элементарных основ межкультурных контактов в целом и невербального поведения в частности.

                 Между употреблением символических кинем в немецком и русском коммуникативном поведении удалось установить:

                                             -   совпадение в исполнении кинем и их смыслах;

                                             -   расхождения в исполнении кинем при совпадающих смыслах;

                                             -   расхождения в смыслах кинем при   совпадающем исполнении;

                                             -   наличие в коммуникативном поведении носителей изучаемого языка

                                                  кинем, отсутствующих в родном языке.

                  В русском и немецком языках определённость выражается подчёркивающим жестом, направленным сверху вниз, а неопределённость- снизу вверх; утвердительный жест вертикальный, отрицательный- горизонтальный. Совпадают и основные параметры « контакта глаз» и « личные дистанции « между говорящими. Например, палец, приставленный к губам, означает « молчание». « Кивая « указательным пальцем, грозят или укоряют. Опустивши голову, показывают печаль.

                 А есть жесты, которые воспринимаются во всём мире одинаково. Если во время разговора вы будете махать руками во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить ему пуговицы и т.п., то любому человеку станет ясно: вы невоспитанны.

                 Изучая иностранные языки, важно знакомиться с культурой страны изучаемого языка, их обычаями и традициями, литературой и искусством.

                  Овладение культурой невербального общения помогает обучению общения на иностранном языке и подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без них нет практического овладения языком. Невербальные средства, являясь важной частью национальной культуры народа, помогают установить необходимый эмоциональный контакт при общении на иностранном языке.

                 Практическая ценность данной работы заключается в том, что в ней:

                         - уточнена роль невербальных средств общения;

                         - приведены  некоторые примеры использования паралингвистических и

                            кинесических форм для выражения эмоций говорящего при:

                                                   приветствии и прощании,

                                                   утверждении и отрицании,

                                                   привлечении внимания ,

                                                   просьбе, предложении, побуждении,

                                                   окончательном решении,

                                                   одобрении, неодобрении и сделан вывод о том, что

         ЗНАНИЕ КУЛЬТУРНО- СПЕЦЕФИЧЕСКИХ СПОСОБОВ ОЧЕНЬ ВАЖНО, ТАК КАК ОШИБКИ В ИХ УПОТРЕБЛЕНИИ УДИВЛЯЮТ,  А  ИНОГДА ШОКИРУЮТ ПАРТНЁРА.

        Кучинская Татьяна Юрьевна

        ученица 10 класса

        ГУО «Ратичская средняя школа»

        Научный руководитель:

        Гапоник Л.Б., учитель биологии и химии

         

        Экологический мониторинг  за состоянием почвы учебно-опытного участка

         

        Почва – поверхностный плодородный слой земной коры, созданный под совокупным влиянием внешних условий: тепла, воды, воздуха, растительных и животных организмов. Живые организмы способствуют развитию основного свойства почвы – плодородия.

                Любая почва состоит из трёх главных составляющих частей, которые находятся между собой в тесном взаимодействии. Твёрдая фаза почвы состоит на 90% и более из сложных минера-лов и на 10% из органических веществ, которые играют очень важную роль в плодородии почвы. Почвенный раствор – наиболее подвижная и активная часть почвы, в которой совершаются разнообразные химические процессы.

        Почвенный воздух – служит основным источником кислорода для дыхания корней растений Плодородием почвы называют её способность обеспечивать рас-тения необходимым количеством питательных элементов, воды и воздуха.

        Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают различные сложные процессы. Для того чтобы поддерживать почву в хорошем состоянии, необходимо знать природу обменных процессов всех её составляющих.

        Поверхностные слои почвы обычно содержат много остатков растительных и животных организмов, разложение которых приводит к образованию гумуса. Количество гумуса определяет плодородие почвы.

        В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии.

        Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате развития хозяйственной деятельности людей происходит загрязнение, изменение почвы и даже её уничтожение.

        Одним из последствий усиления производственной деятельности человека является интенсивное загрязнение почвенного покрова. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.

        Проведенные исследования показали, что определяемая в процессе анализа величина рН исследуемой почвенной суспензии на учебно-опытном участке, цветочно-декоративных клумбах, в саду находится в пределах 5,5-6,15, что соответствует слабокислым (5,1-5,5) и близким к нейтральной (5,6-6,4) почвам.

        На учебно-опытном участке мы выращиваем овощные культуры. Из литературных источников узнали, что кислотность почвы значительно влияет на произрастающие овощные культуры. Такие растения, как картофель, подсолнечник, щавель, кукуруза, предпочитают от среднекислой до близкой к нейтральной, огурцы, томаты, редис, кабачки, капуста брюссельская и листовая, чеснок, лук, свекла, фасоль, репа - от близкой к нейтральной до нейтральной; свекла кормовая, морковь, лук репчатый, капуста кочанная и цветная, петрушка - от близкой к нейтральной до слабощелочной почвы. Значит, хороших урожаев мы можем добиться, выращивая картофель, а для выращивания моркови, капусты, лука, огурцов необходимо известкование.

        В саду произрастают плодово-ягодные культуры. Яблоня предпочитают среднекислые почвы, а черная смородина – нейтральные. Исходя из наших исследований, очевидно, что не следует известковать почвы в саду.

        Обеспечить хороший рост и развитие таких цветов как гортензия метельчатая, большинство сортов роз; лилии мы можем на наших клумбах, так как они любят слабокислые почвы, а для хризантем, крокусов, тюльпанов нужны нейтральные. 

        Для снижения кислотности почву известкуют. Внесение извести не только снижает кислотность почвы, но и улучшает ее структуру, уменьшает число сорняков, повышает деятельность полезных микроорганизмов.

        Большинство древесных пород требует слабокислой почвы. Известь вносят в почву раз в четыре-семь лет. Чем мельче помол известняка, тем сильнее его действие. Кроме молотого известняка (углекислая известь), содержание извести в котором принято за 100%, используют мел (90-100%). Вместо извести можно применять древесную и растительную золу. Вносить ее можно как под осеннюю перекопку почвы, так и при перекопке, можно вносить и непосрественно перед посадкой в грядки, борозды и лунки.

        Вносить известь можно осенью и весной. Дозы вносимой извести зависят от степени кислотности, механического состава почвы, содержания в ней гумуса и качества известкового материала.

        Известь перед внесением нужно хорошо измельчить, так как это влияет на эффективность ее воздействия. Так, частицы крупнее 1 мм уже не оказывают нейтрализующего действия. Разбрасывают известь равномерно по поверхности почвы, после чего участок перекапывают на глубину не менее 20 см. Тщательное и равномерное перемешивание извести с почвой повышает эффект известкования.

        Изменение кислотности почвы при внесении извести происходит не сразу. В зависимости от внесенной дозы слабокислая или нейтральная реакция устанавливается через один-два и даже три года. Известь улучшает свойства почвы в течение нескольких лет.

        При внесении 300-400 г извести на 1 кв. м ее действие может продолжаться пять-семь лет, а при больших дозах (600-800 г) - до 12-15 лет.

        Улучшение газообмена почвы. С этой целью применять глубокую вспашку на глубину 30- 35 см., своевременно рыхлить почву. Рыхление проводить после дождя или полива на глубину 2 – 3  см в зависимости от культуры. Поверхность почвы после рыхления должна быть выровнена. Вносить  органические  и минеральных удобрения, тем самым повышая плодородие почвы. Внесение органических удобрений способствует улучшению питательного режима, физико-химических, водных, воздушных и тепловых свойств почв. Внедрять  и строго соблюдать правила севооборотов с посевом многолетних. Использовать в севооборотах бобовые культуры. Понижать кислотность почв.

        На основе анализа полученных данных об экологическом состоянии почвы и ее плодородии сделаны следующие выводы:

        Установлено, что почва пришкольного участка  уплотненная, содержит достаточно перегноя, слабокислая и нейтральная, средняя засоленность; среднесуглинистая. Кислотность близка к нейтральной,  в почве обнаружены хлориды, карбонаты, сульфаты.

        Почва пришкольного участка структурированная: с хорошей аэрацией и инфильтрацией.

        Экспериментально выяснили, что в почве не содержится  ионов железа, свинца, меди, что свидетельствует  об отсутствии химических загрязнителей на территории школы.

        Из этого следует, что экологическое состояние микрорайона школы соответствует норме. Наша территория экологически чистая.

         

        Петрашевич Марк Юрьевич

        учащийся 10 класса

        ГУО «Ратичская  средняя  школа»

        Научный руководитель:

        Сиргит Ю.В., учитель физики и информатики

         

        Физические основы окраски некоторых видов насекомых

        В природе человек встречается с бесконечным разнообразием цветовых гармоний, которые недоступны самой дерзновенной фантазии.  Разнообразие цветовых сочетаний в природе играет в жизни организмов огромную роль. Для одних это проявляется в умении слиться с окружающей их природой, чтобы избежать встречи с хищником или, наоборот, напасть незаметно. А для других яркая контрастная окраска служит как бы сигналом и предупреждением об  их несъедобности. За счет чего достигается такое многообразие цветов в живой природе? Причины, вызывающие окраску, бывают химическими (наличие определенного пигмента в экзокутикуле или гиподерме) и оптическими  (специализированная структура кутикулы). При пигментной окраске те или иные красители поглощают или отражают световые волны определенного диапазона. Структурная окраска вообще не требует пигментов. Она возникает на основе рассеивания световых лучей, их интерференции или в более редких случаях дифракции тончайшими структурами кутикулы. Дифракционная (структурная) окраска птиц, бабочек и жуков весьма распространена в природе. Большое разнообразие в оттенках дифракционных цветов свойственно павлинам, фазанам, черным аистам, колибри, бабочкам тропической зоны и многим - видам жуков.

        Цель нашей работы  изучить оптические принципы окраски насекомых. Объектами нашего исследования стали жуки,  относящиеся к отряду жесткокрылые Coleoptera. К данному отряду относятся фиолетовая жужелица, широчайший плавунец, жук-олень. В Красной книге Республики Беларусь насчитывается 23 вида данного отряда. [1]

        У жуков различают структурную и пигментную окраску. Структурная окраска связана с некоторыми специфическими особенностями поверхностной структуры кутикулы — микроскопическими ребрышками, пластинками, чешуйками и т. п., которые создают эффекты интерференции, дифракции и дисперсии света. Это металлически блестящие оттенки некоторых жуков, в том числе многих тропических видов. Пигментная окраска обусловлена пигментами, которые часто содержатся в экзокутикуле, реже — в клетках гиподермы или жирового тела. У многих жуков наблюдается сочетание структурной и пигментной окраски. Для многих видов, перемещающихся по поверхности почвы или обладающих ночной активностью и многих обитающих в воде жуков характерна относительно однотонная и преимущественно тёмная окраска, хотя порой она сочетается выраженными металлическими оттенками (жужелицы и чернотелки). Окраска может быть одноцветной, либо состоящей из комбинации нескольких цветов — преимущественно 2 — 3, реже — большего числа цветов. Таким образом, верхний покров тела жуков характеризуются регулярным повторением элементов структуры с периодом от одного до нескольких микрон. У некоторых животных подобные структуры могут покрывать тело в несколько слоев, образуя многоэтажную (объемную) дифракционную решетку.

        Цвет поверхностного покрова может изменяться а зависимости от того, под каким углом падает свет на поверхность решетки, как ориентированы лучи света по отношению к элементам структуры, под каким углом рассматривается поверхность. Очевидно, что окраска поверхности связана с отражением лучей.

        По результатам работы,  нами сделаны следующие выводы:

        1.    Надкрылья насекомых относящихся к отряду жесткокрылых Coleoptera представляют определенную структуру.

        2.    Структурное покрытие надкрыльев представляет дифракционную решетку или набор дифракционных решеток.

        3.    Дифракционные решетки надкрыльев можно условно разделить на следующие виды:

        3.1.        Продольные, выгнутые.

        3.2.        Продольно-точечные, выгнутые.

        3.3.        Точечные.

        3.4.        Комбинированные решетки.

        4.    Цвет надкрыльев определяется периодом решетки и разницей между падающим лучом и лучом отраженным. Для данной решетки только при определенной разнице (  ) наблюдается определенный цвет,  придающий характерную окраску надкрыльев  данного вида насекомого.

        5.    При уменьшении разницы (  ) длины волн смещаются в сторону фиолетовой части спектра видимого диапазона.

        6.    При уменьшении периода дифракционной решетки длины волн смещаются в сторону фиолетовой части спектра видимого диапазона.

        7.    Надкрылья жесткокрылых представляют набор решеток с различными периодами,  и их набор усиливает длины волн придающих окраску и осуществляет гашение или зеркальное отражение всех остальных длин волн.

        8.    Надкрылья - это обобщённый дифракционный оптический элемент, дифрагирующий падающий на него набор световых волн в дифрагированную волну с определенной спектральной избирательностью (ширина спектра пропускания или отражения) и дифракционной эффективностью (величина коэффициента отражения в заданном угле дифракции).

        Дифракционную окраску животных изучали не только биологи, но и  физики, например Релей, Вуд, Майкельсон.

        Так, например, Рэлей приходит к выводу, что окраска этих природных образований вызвана чередованием твёрдых слоев с различным коэффициентом преломления.

        Изучение данного вопроса расширили наши представления о роли физики в природе, о методах изучения природных объектов. В ходе работы мы научились моделированию физических процессов.

              Список используемой литературы:

        1.    Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, № 14, от 09.06.2004 г.

        2.    Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. §58. Интерференция света, Физика: Учеб. для 10 кл. сред. шк. — 9-е изд. — М: Просвещение, 1987., с. 158—161. — 319 с.

        3.    Сивухин Д. В. Общий курс физики — М. Т. IV. Оптика.

        4.    Арабаджи В. ,  Дифракционная окраска насекомых. «Квант»,  1975 год,      № 2, с.18-19

        5.    Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых – М: Топикал, 1994, с.164-175.

        6.    J.W.Strutt (Rayleigh).phil.mag., 37, 98. 1919; sci.papers, vol.vi, p.584, cambridge univ.press, 1920

        7.    http://bsfp.media-security.ru/science/index.htm , В.Н. С и н ц о в,  «Трехмерные оптические голограммы в живой и неживой природе».

        Масевич Мирослав Иванович

        учащийся 9 класса

        ГУО «Ратичская  средняя  школа»

        Научный руководитель:

        Дюрдь И.С., учитель математики

         

        Арбелос Архимеда

        Геометрия – одна из древнейших наук. История геометрии является своего рода удивительной сокровищницей, хранящей высшие достижения человеческого гения, жемчужины которой создавались величайшими мыслителями. Одним из таких мыслителей является Архимед. Достижения ученого в области геометрии огромны. «Архимед имел возвышенную душу и глубокий ум…  Во всей геометрии нельзя найти более трудных и глубокомысленных задач, которые были бы решены так просто и ясно, как те, которыми занимался Архимед».  (Из биографии завоевателя Сиракуз, римского полководца Марцелла, написанной Плутархом). Этот великий человек жил в III столетии до н.э. в городе Сиракузы на Сицилии, бывшим в то время греческой колонией. Много прекрасных открытий и изобретений сделал Архимед за свою долгую жизнь. Будучи уже зрелым ученым, в 50 лет, он увлекается геометрией и не расставался с ней до конца своих дней. Говорят, что последними словами Архимеда перед тем, как его убил римский легионер, были: «Осторожно, не наступи на мои круги».

        Один мудрец сказал: «Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная. Окружность – душа геометрии. Познайте окружность, и вы не только познаете душу геометрии, но и возвысите душу свою». В своей работе я рассматриваю треугольник Архимеда, построенный из трех полуокружностей – «арбелос». Эта фигура малоизученна и малоизвестна, причем арбелос красиво строится и с ним связаны оригинальные задачи. Поэтому эта тема и заинтересовала меня.

        В своей работе я поставил такую цель: как можно глубже исследовать арбелос Архимеда и задачи, связанные с ним.

        Задачи:

        1) Изучить литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

        2) Рассмотреть различные способы решения задач Архимеда с арбелосом;

        3) Составить подборку задач с арбелосом Архимеда.

        В своих занятиях геометрией Архимед много внимания уделял изучению свойств фигуры, носящей название арбелос, или скорняжный нож. Это название фигура получила из-за сходства с очертаниями ножа, использовавшегося скорняками для разделки кожи.

        Если взять на прямой три последовательные точки А, В и С и построить три полуокружности с диаметрами АВ, ВС и АС, расположенные по одну сторону от прямой, то фигура, ограниченная этими полуокружностями, и является арбелосом.          

        В процессе написания работы было выяснено, почему Архимед назвал данный треугольник «арбелосом», доказано несколько свойств арбелоса и составлена подборка задач с арбелосом Архимеда,  которые могут быть использованы на факультативных занятиях.

        Я считаю, что работа достигла цели и выполнила поставленные задачи. Я узнал о новой замечательной фигуре, называемой арбелосом Архимеда. По крупицам собрав материал об арбелосе,  я систематизировал его.

        Список литературы

        1. С.В. Житомирский. Архимед/ Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981

        2. И.Ф. Шарыгин. Геометрия 7-9 классы, изд. Дрофа, Москва, 2001

        3. Журнал «Квант» №11 1975г.

        Интернет – ресурсы:

        http://www.mirf.ru/Articles/art1358.htm

        Кучинский Степан Ежевич  

         учащийся   11  класса

        ГУО «Ратичская  средняя школа»

        Научный руководитель:

        Русин П.В., учитель истории и обществоведения

         

         

         

        Августовская операция и события  Первой мировой войны в районе  деревни Ратичи

         

        Недалеко от деревни Ратичи, на краю дороги, на холме, находится памятник солдатам, погибшим в годы Первой мировой войны. Как немой свидетель тех событий он напоминает нам о жестоком сражении, которое произошло в этих местах в феврале 1915 года. Что же здесь произошло на данной высоте. Какие тайны скрывает  памятник и могилы погибших солдат русской армии. Место гибели солдат XX корпуса русской армии в районе деревни Ратичи является примером героической гибели русских солдат в годы Первой мировой войны в ходе Августовской операции 1915 года.

        Осенью 1914 года война пришла на территорию нашего государства. И остановилась она здесь на два с лишним года. В феврале 1915 года в окрестностях Гродно развернулись кровопролитные бои в ходе Августовской операции.

        Основная цель операции - нанесение последовательных мощных фланговых ударов из Восточной Пруссии и Галиции, прорыв  обороны Русской армии и окружение в Польше её основных сил.

        Основные задачи  немецкого командования в Мазурии:

        1)  10-я армия генерала Германа фон Эйхгорна с севера и 8-я армия генерала Отто фон Белова с запада (всего 15 пехотных и 2,5 кавалерийских дивизий) по сходящимся направлениям в сторону польского города Августов должны были окружить и уничтожить оборонявшуюся в Восточной Пруссии на 170 км. фронте 10-ю русскую армию генерала Ф. В. Сиверса.

        2)   прорыв всего Северо-Западного фронта русских войск.

        Однако реализовать этот план германское командование не смогло из-за стойкости солдат 10-й армии. 8 февраля 1915 года, Восточная Пруссия. Ревут орудия, немцы идут на двусторонний охват 10-й русской армии генерала Сиверса, стоявшей на 170 километровом фронте перед Мазурскими озерами. Гинденбург надеется развить его в глубокий прорыв. В занесенных снегами лесах, на безымянных высотах и глухих болотах вспыхнули жестокие бои. Армия в относительном порядке отошла, немцам удалось отрезать в Августовских лесах только ХХ-й русской армии.

        8(21) февраля 1915 года – последняя попытка прорыва русских войск и гибель XX корпуса. Убитыми потеряли 6000 (по другим данным 7000). Около 3000 человек погибло в районе д. Ратичи, защищая высоту 100,3 и прорываясь к городу Гродно. Штаб, отошедший на позиции Гродненской крепости, редел на глазах. Все попытки прорваться из Августовских лесов к Сопоцкино и Гродно были напрасными. Командование 10-ой армии получили просьбу помощи штаба корпуса от гонца, добровольца 221-го Романовского полка Михаила Власова, и решили выступить навстречу корпусу. Однако помощь запоздала. Около реки  Волкуш и Августовского канала 20-ый корпус перестал существовать. Только за время боёв с 10 по 14 февраля потери составили свыше 3 тысяч человек. В материалах штаба 10-ой армии сохранились некоторые сведения о погибших воинах. В трёх братских могилах около шоссе Гродно-Сопоцкин  за 800 м на юг от д. Ратичи (высота 100,3) захоронены воины погибшие с 10 по 14 февраля 1915 года.

        Противнику удалось в лесах юго-восточнее Августова окружить 4 пехотные дивизии 20-го армейского корпуса. Его части под командованием генерал-лейтенанта П. И. Булгакова понесли тяжелые потери, но сумели в течение 10 суток задержать продвижение основных сил 10-й германской армии. Это позволило русской 10-й армии совместно с подошедшими резервами занять прочную оборону на рубеже южнее Липска, река Бобр, крепость Осовец и сорвать замысел германского командования по глубокому обходу всего русского фронта. Последняя отчаянная попытка Булгакова пробиться к Гродно не удались: честь XX корпуса была спасена, но это стоило 7000 человек, которые легли на пространстве двух квадратных верст.

        Германский генерал, руководивший боем, обратился к группе израненных и контуженных русских офицеров: ”Все возможное в человеческих руках, вы, господа, сделали: ведь, несмотря на то, что вы были окружены,  вы все-таки ринулись в атаку, навстречу смерти. Преклоняюсь, господа русские, перед вашим мужеством”. И отдал честь пленным.

        Известный немецкий военный корреспондент Р. Брандт писал 2 марта 1915 года в “Шлезише Фолькцайтунг”: “Честь XX корпуса была спасена, и цена этого спасения – 7000 убитых, которые пали в атаке в один день битвы, на просторах 2-х км., найдя здесь геройскую смерть! Попытка прорваться была полнейшее безумие, но святое безумие – геройство, которое показало русского воина в полном его свете, которое мы знаем со времен Скобелева, времен штурма Плевны, битв на Кавказе и штурма Варшавы! Русский солдат умеет сражаться очень хорошо, он переносит всякие лишения и способен быть стойким, даже если неминуема при этом и верная смерть!

        Своим жертвенным наступлением воины XX корпуса навсегда вошли в историю Русской армии, они были, есть и будут примером мужества, стойкости и самопожертвования.

        В апреле 2010 года военнослужащие роты 52-го отдельного специализированного батальона и российский поисковый клуб «Уралец» из Челябинской области приступили  к раскопкам. Им удалось обнаружить остатки 275 солдат Русской армии, монеты начала 20 века, кокарду унтер-офицера, немецкий штык, патроны, ножницы, пуговицы с царским двуглавым орлом. В октябре 2010 года останки солдат были перезахоронены в одной братской могиле у деревни Ратичи. На месте захоронения был установлен и освящён памятный крест. Материалы данной работы послужат важным источником информации для музей истории Первой мировой войны, который планируется создать на базе Ратичской СОШ.

        Источники и литература

        1.    Айрапетян М.Э., Кабанов П.Ф. Первая мировая война 1914--1918 гг. -- М., 1964.

        2.    Акупацыя Гродна нямецкiмi войскамi у 1915-1919 гадах // Память: Гродна. – Мн., 1999. – с. 224-228.

        3.    Базанов С.Н. Фронтовые пути русских армий // Военно-исторический журнал. - 1996 - № 4. – С. 24 – 36.

        4.    Балтушевский З.Трагедия XX армейского корпуса в Августовских лесах (Личные воспоминания) // Военная быль. – 1963. - № 60. – С. 26 – 32.

        5.    Белолипецкий В.Е.Зимние действия пехотного полка в Августовских лесах (1915 г.). - 2-е изд. - М.: Воениздат, 1940. – 108 с.: сх.

        6.    Бирюков Г. Зимние бои // Сельская новь. - 2002. – 2 февр. – С. 4.

        7.    Большая Российская энциклопедия: в 30-т. – М.: Большая российская энциклопедия, 2005. - Т.1.

        8.    Будберг А.П. «Из воспоминаний о войне 1914-1917 гг. Третья Восточно-Прусская катострофа 25.01.-08.02.1915». С-Франциско, б.г. с. 5.

        9.    Великий князь Андрей Владимирович. Гибель XX-го корпуса (Из личных воспоминаний о войне 1914-1917 гг.) // Военно-исторический вестник. – Париж, 1967. - № 30. – С. 3 – 8.

        10.Дрейер В.Н.Августовские леса: Из воспоминаний начальника штаба 27-й пехотной дивизии // Военная быль. – 1964. - № 65. – С. 14 – 18.

        11.Зайончковский А.М. Первая мировая война. – СПб.: Полигон, 2000. – 878, [64] с.; сх.

        Интернет источники

        1) Материалы сайта http://www. gwar.ru. дата доступа 05.03.2011.

        2) Материалы сайта http://www.hrono.ru . дата доступа 04.03.2011.

        3) http://www.archive.org/stream/voennaiabyllepas41608800#page/746/mode/2up. дата доступа 05.03.2011 .

        4) Материалы сайта http://www. history.milportal.ru.  дата доступа 05.03.2011.

        5) http://www. http://militera.lib.ru .  дата доступа 03.03.2011.

        Богдан Павел Андреевич

        учащаяся 6 класса

        ГУО «Ратичская средняя школа»

        Научный руководитель:

        Матюк Т.Д., учитель биологии

         

        Микромицеты воздуха жилых помещений.

        Плесневые грибы, заселяющие различные помещения, в том числе и жилые, оказывают полифакторное воздействие на здоровье человека. Известно, что присутствие плесневых грибов и их метаболитов в окружающей человека среде может оказывать токсическое действие, способствовать развитию микозов, а также провоцировать развитие аллергических реакций. [4, 10]. Мнения разных исследователей о роли и степени участия грибов в развитии аллергических заболеваний неоднозначны.

        Несмотря на то, что интерес к плесневым грибам как «климатическим аллергенам» возник в начале XX века, многие проблемы диагностики, лечения и профилактики аллергии на плесневые грибы еще не изучены. В настоящее время особенно остро стоит проблема изучения микобиоты различных помещений, в том числе и жилых, где население проводит значительную часть времени.

        Исследование нами микобиоты жилых помещений позволит установить закономерности ее формирования и особенности структурной организации, что непосредственно отражается на структуре микогенных аллергенов.

        В связи с этим целью нашего исследования является

        изучение микофлоры воздуха жилых помещений.

         Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

        1. Изучить структуру микромицетов жилых помещений: их разнообразие, встречаемость, численность и структуру доминирования.

        2. Выявить процент аллергенных и условно-патогенных видов среди выделенных грибов.

        3. Определить зависимость видового состава микофлоры воздуха от условий микроклимата помещений.

        4. Разработать профилактические меры по борьбе с микромицетами жилых помещений

        Плесневые грибы распространены практически всюду. Они обнаруживаются как в жилище человека, так и во внешней среде, являясь вместе с пыльцой растений наиболее значимыми аллергенами.

        Откуда же в современных квартирах берется плесень? В большинстве случаев причиной ее возникновения является так называемый евроремонт. Теплоизолирующие окна, навесные потолки, теплые полы – все это создает условия, при которых сильно повышается влажность в помещениях, а, соответственно, для плесени это самая благоприятная среда, особенно, если еще к тому же отсутствует мощная система вентиляции помещений.

        Благодаря наличию широкого спектра ферментов, грибы могут использовать в качестве пищи самые различные и неожиданные субстраты: ткани, древесину, обои, масляную и водоэмульсионную краски, штукатурку, побелку, цемент, развиваться на мебели, стенах, потолке, оконных рамах, трубах отопления, одежде, обуви и т.д.  Плесень разрушает строительный и отделочный материал чуть ли не до основания, заставляя все чаще проводить ремонт, а иногда и перестройку зданий.

                  По морфологическим признакам микромицеты делятся на дрожжевые и мицелиальные [10]. Дрожжевые грибы состоят из отдельных клеток, которые размножаются бесполым путем — делением или почкованием. Мицелиальные гри­бы относятся к многоклеточным организмам и представляют собой сеть ветвящихся нитей — гиф, которые могут образо­вывать споры. Плесень — это расположенные на поверхности пи­тательного субстрата органы размножения гри­бов. Она состоит из переплетенных гиф и спор и пред­ставляет собой аморфную массу, которая может иметь раз­ную окраску, форму и консистенцию.

        Споры грибов попадают в помещения из внешней среды с атмосферным воздухом, заносятся человеком на одежде, обуви, предметах быта и т.д. и попадают в дыхательные пути, что может привести к развитию аллергического заболевания.

        Достаточно долго считалось, что плесень абсолютно безвредна, но это в корне неверно. Плесень опасна не только и не столько для строительной конструкции, сколько вредна для здоровья человека. Некоторые виды грибков могут вызывать диатез у детей, аллергию, переходящую в астму, онкологические заболевания, мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер и вызывают трудности при лечении.

        Таким образом, микобиота, формирующаяся в жилых помещениях, оказывает значительное, полифакторное воздействие на здоровье человека. Своевременное микологическое обследование помещений даст возможность разработать мероприятия лежащие в основе профилактики, дифференциальной диагностики и, соответственно, назначения адекватной терапии микогенных заболеваний.

        Нами  было произведено обследование 8 квартир с целью выявления возможных видов грибов, встречающиеся в воздухе квартир, а также выяснить, какие из грибов могут стать причиной различных заболеваний.

                  Для изучения микромицетов воздуха использовали метод осаждения (по Р. Коху) в чашки Петри агара. Всего было отобрано 24 пробы воздуха из восьми помещений, среди которых было 2 – 2-х комнатные квартиры без цветов, 2 - 2-х комнатные квартиры с цветами, 2-3-х комнатные квартиры без цветов и 2- 3-х комнатные квартиры с цветами

                    В пробах воздуха из обследованных квартир были обнаружены представители 22 видов микромицетов. На каждую квартиру приходится от 9 до 22 видов, в среднем 16. Наибольшим видовым разнообразием характеризовался воздух 3-х комнатных квартир с цветами, где были выделены 22 вида микромицетов, несколько меньше - 17 видов, было выявлено в 2-х комнатных квартирах с цветами.

         Наличие комнатных растений - это присутствие почвы в помещении, а также высокая влажность, которая содействует интенсивному развитию грунтовых грибов. В  атмосферном воздухе споры грибов попадают главным образом  из  почвы  и  из растений.  Нами  было выяснено, что цветы значительно влияют на количество видов микромицетов в помещении.

                 Из общего числа видов грибков, выявленных в воздухе жилых помещений, около 33% отнесены к аллергенным, которые могут вызывать повышение чувствительности организма или его органов (например, органов чувств), к воздействию каких-либо раздражителей. А около 39% обнаруженных видов грибков являются условно патогенными. Вместе это составляет 72%..Это Aspergillus flavus, A.niger, A. penicilloides, A.repens, A.versicolor, Cladosporium cladosporioides, C.herbarum, Penicillum brevicompactum, P. chrysogenum, и другие. 

        Оказалось, что постоянным компонентом воздуха в жилищах являются плесневые грибы, среди которых преобладают представители родов пеницилл (Penicillium) и аспергилл (Aspergillus), а также кладоспор (Cladosporium).

        В ходе работы нами были установлены принципы структурной организации микобиоты жилых помещениях. Несомненно, формирование микобиоты жилых помещений тесно связано с естественными биоценозами: плесневые грибы  попадали в помещение анемохорным (при помощи ветра), зоохорным (при помощи животных) и антропохорным (при помощи человека), с частицами почвы для цветов, остатками растительного и животного происхождения, с каплями воды. Тем не менее, в исследуемых жилых помещениях, в условиях относительной замкнутости пространства, постоянства температурно-влажностного режима и ряда антропогенных факторов формировалась особая микобиота. В жилых помещениях широко представлены эврибионтные виды (виды, способные существовать при значительных изменениях окружающей среды). Кроме того, в жилых помещениях зарегистрированы большое видовое разнообразие, высокая встречаемость и значительная доля аспергиллов.

        На фоне постоянного доминирования, как в воздухе, так и в пыли, присутствовали Penicillium и Aspergillus, а в вегетационный период значительно возрастало обилие грибов Cladosporium.  Приложение

                  Учитывая полифакторное влияние плесневых грибов на здоровье человека, нами разработан алгоритм проведения мероприятий по снижению численности грибов в помещениях:

        1.    уменьшить влажность внутри помещения (отсутствие неотапливаемых комнат в здании зимой, отсутствие в помещении сушащегося белья, ремонт текущих кранов, меньшее количество комнатных растений);

        2.    обеспечить хорошую вентиляцию (более частое открывание окон, увеличенная вентиляция ванной комнаты);

        3.    ликвидировать очаги плесени с использованием фунгицидных препаратов, который позволит контролировать нарастание численности грибов и концентрации микогенных аллергенов в непосредственном окружении больного.

                  Таким образом, полученные данные о структурной организации микобиоты жилых помещений позволили разработать адекватные профилактические мероприятия, что, в свою очередь, позволит улучшить качество жизни людей в условиях современных квартир и снизить количество и тяжесть течения различных заболеваний, связанных с биотическими факторами окружающей среды.

        Список литературы

        1.    Аеромикота жилых помещений г. Москвы / А.Б. Антропова, В.Л. Мокеева, Е.Н. Биланенко и др. // Микология и фитопатология – 2003. – Т. 37. – №6. – С. 1-11.

        2.    Антропова, А.Б. Особенности сезонной динамики микромицетов жилых помещений г. Москвы/ А.Б. Антропова, Е.Н. Биланенко, В.Л. Мокеева и др. // Материалы І Сьезда микологов. Сб. тезисов. - Москва, 2002. – С. 220.

        3.    Аспергиллезная инфекция;  подходы к ее диагностике и лечению / Н.П. Елинов, В.С. Митрофанов, Р.М. Чернопятова // Проблемы медицинской микологии – 2002. – Т.4, № 1. – С. 4-14.

        4.    Билай, В.И. Микромицеты почв /В.И. Билай – К.: Наук. думка, 1984. – 264 с.

        5.    Билай, В.И. Аспергиллы / В.И. Билай, З.З. Коваль – К.: Наук. думка, 1988. – 204 с.

        6.    Бондарцев, А.С. Шкала цветов / А.С. Бондарцев – М.– Л.: Изд-во АН СССР, 1954. – 27 с.

        7.    Василенко, О.В. ПЦР-диагностика и описание   клинического случая микоза, вызванного A. ustus у пациента с острым миелобластным лейкозом /О.В. Василенко, Н.В. Безмельницын // Материалы І Сьезда микологов. Сб. тезисов. – Москва, 2002. – С. 378-379.

        8.    Видовой состав микромицетов в некоторых зкспозиционных залах и хранилищах Государственного Эрмитажа / О.Л. Смоляницкая // Микология и фитопатология – 2004. – Т. 38, № 4. – С. 51-57.

        9.    Винникова, О.И. Исследования почвенных микромицетов и водорослей Гомольшанского природного парка / О.И. Винникова, А.Г. Шеховцов // Научные исследования на территориях природно-заповедного фонда Харьковской области. – Сб. науч. стат. – Харьков, 2003. – С. 67-73

        10.Грибковая и бактериальная микробиота у больных бронхиальной астмой / В.С. Митрофанов, Т.Н. Голубева, Е.И. Ровкина и др. // Проблемы медицинской микологии – 2002. – Т.4, № 2. – С. 51-52.

        11.Еланский, С.Н. Грибы и качество воздуха / С.Н. Еланский, Д.В. Рыжкин // Материалы І Сьезда микологов. Сб. тезисов. – Москва, 2002. – С. 220.

        12.Заболотний, Д.И. Особенности микобиоты при заболеваниях верхних дыхательных путей и уха / Д.И. Забаолотный, О.Г. Вольская, И.С.  Зарицкая // Материалы І Сьезда микологов. Сб. тезисов. – Москва, 2002. – С. 382.

        13.Факторы патогенности плесневых грибов, виделенных от больних с грибковыми заболеваниями лор-органов / Т.Н. Буркутбаева, Л.К. Тастанбекова // Проблемы медицинской микологии – 2004. – Т.6, №2, с. 64-65.

        14.Эколого-гигиенические аспекты организации мониторинга жилой среды / Ю.Д. Губернский, Н.В. Калинина, А.И. Мелышкова // Гигиена и санитария. – 1997. – № 3. – С.46-49.

         

         

        Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

        Rambler's Top100


        Наверх

        Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
        X