Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

  • ШНО "Эврика" 12
  • ШНО "Эврика" 13
    • Научное школьное общество "ЭВРИКА"

      Тезисы научно-практических работ на научно-практическую конференцию

      "Первые шаги в науку - 2011"

       Протас В.В.,

                                                                                        ученица 11 класса

      ГУО «Ратичская средняя общеобразовательная школа»

                                                                     Научный руководитель:

                                                                                     Дюрдь И.С., учитель математики

       

      «Место» ОДЗ при решении уравнений и неравенств».

      При решении определенных уравнений и неравенств мы уделяем много времени их решению, забыв при этом об ОДЗ, что приводит к неправильным ответам.

      Цель 

      Уметь анализировать ситуацию и делать логически корректные выводы в примерах, где нужно учесть ОДЗ.

      Задачи

      1. Изучить теоретический материал.

      2. Прорешать множество уравнений и неравенств: 1) дробно-рациональных;  2) иррациональных;  3) логарифмических; 4) содержащих обратные тригонометрические функции.

      3. Применять изученные материалы в ситуации, которая отличается от стандартной.

      Работу над проектом я начала с изучения теоретического материала.

      Итак, ОДЗ встречается:

      1. При решении дробно-рациональных уравнений и неравенств.

      2. При решении иррациональных уравнений и неравенств.

      3. При решении логарифмических уравнений и неравенств.

      4. При решении уравнений и неравенств, содержащие обратные тригонометрические функции.

      Прорешав множество примеров из различных источников (пособий по ЦТ, учебников, справочников) я систематизировала решение примеров по следующим принципам:

      ·       нужно решать пример и учитывать ОДЗ (самый распространенный способ)

      ·       можно решать пример, не учитывая ОДЗ

      ·       можно только учитывая ОДЗ придти к правильному решению

      ·       иногда при решении примера ОДЗ приводит к посторонним корням

      Изучила анализ ошибок ЦТ за 2007 и 2008 года. Много ошибок было допущено в примерах, в которых нужно учитывать ОДЗ. Это еще раз подчеркивает актуальность моей темы.

      Моя работа состоит из следующих разделов:

      I. Способы решения уравнений и неравенств с ОДЗ

      II. Необязательность ОДЗ

      III. Опасность ОДЗ

      IV. ОДЗ – есть решение

      V. Примеры с ОДЗ в ЦТ

      VI. Примеры для самостоятельного решения

      I. Способы решения уравнений и неравенств  с ОДЗ

      Областью определения (допустимых значений) функции    у  называется совокупность значений независимой переменной   х , при которой эта функция определена, т.е. область изменения независимой переменной (аргумента).

       При решении дробно-рациональных уравнений и неравенств учитывается неравенство знаменателя нулю. При решении иррациональных и логарифмических уравнений и неравенств,  тригонометрических уравнений вида  arcsin(f(x)) = arcsin(g(x))   и arccos(f(x)) = arcos(g(x)) пользуются определенными утверждениями о равносильности.

      II. Необязательность ОДЗ

      На уроках математики от нас требуют нахождение ОДЗ в каждом примере. В то же время по математической сути дела нахождение ОДЗ вовсе не является обязательным, часто не нужно, а иногда и невозможно – и все это без какого бы то ни было ущерба для решения примера.

      Рассмотрим, к примеру, такое неравенство:      

      Здесь ищется ОДЗ, и неравенство решается. Однако при решении этого неравенства вполне можно обойтись без поиска ОДЗ, точнее, можно обойтись и без условия

      В самом деле, неравенство, полученное после возведении обеих частей в квадрат:    «сильнее», чем  , и в приведенном решении необходимо только неравенство

      III. Опасность ОДЗ

      Известно также, что в результате некоторых преобразований, изменяющих исходное ОДЗ, мы можем прийти к неверным решениям. Вот пример решения уравнения:

      1.    Перенесем   из правой части в левую, приведем подобные члены уравнения и получим, что х=0. Однако 0 не входит в ОДЗ.

      IV. ОДЗ – есть решение

      В массе примеров нахождение ОДЗ позволяет получить ответ без громоздких выкладок. А то и вовсе устно. В некоторых уравнениях ОДЗ представляет собой пустое множество. А значит, исходное уравнение не имеет решений. Или в ОДЗ находится одно или несколько чисел, и несложная подстановка быстро определяет корни. ОДЗ используется вместе с анализом функций, входящих в пример.

      V. Примеры с ОДЗ из ЦТ

      Ежегодно выпускники при сдаче ЦТ допускают ошибки  из-за недочета ОДЗ. Например, в тестировании 2007 года в задании А 10, где необходимо было найти целые решения неравенства неправильный ответ выбрало 19,8%  абитуриентов из-за того, что не учли ОДЗ уравнения.

      Выводы.

      Данный проект имеет большую практическую значимость при подготовке к ЦТ. Подводя некоторый итог, можно сказать, что универсального метода решения уравнений и неравенств нет. Каждый раз, если хочешь понять, что делаешь, а не действовать механически, возникает дилемма: а какой способ решения выбрать, в частности искать ОДЗ или не надо? Я думаю, что полученный мною опыт поможет мне решить эту дилемму. Я перестану делать ошибки, научившись правильно использовать ОДЗ. Получится ли у меня это, покажет время, точнее ЦТ.

      Литература

      1.  Азаров,А.И. Барвенов, С.А. Методы решения алгебраических уравнений, неравенств систем: пособие для учащихся, Мн., Аверсэв, 2004. – 448с.

      2.  Глейзер, Г.И. История математики в школе VII – VIII  классы: пособие для учителей – М.; «Просвещение», 1982. – 352 с.

      3.  Математика.  Готовимся к централизованному тестированию.  Анализ ошибок 2007 года (2008года). Комментарии к ответам. Тренировочные тесты.

      4. Рыжик, В.И. 25000 уроков математики – М.; «Просвещение», 1993.

      5. Сильванович, С.М. Учимся работать с логарифмами – Мозырь; ОО ИД «Белый ветер», 2008. – 148 с.

      Кучинская Татьяна Юрьевна

      ученица 9 класса

      ГУО «Ратичская средняя

      общеобразовательная школа»

      Научный руководитель:

      Гапоник Л.Б., учитель биологии и химии

       

      «Определение чистоты воздуха методом биологической индикации на территории микрорайона школы»

      В связи с угрозой надвигающейся экологической катастрофы, и возникшей необходимостью выявлять антропогенные изменения состояния природной среды сформировалась потребность в организации специальной информационной системы – системы наблюдения и анализа состояния природной среды, называемой мониторингом.   Экологический мониторинг подразделяется на биологический и географический. Биологический мониторинг направлен на выявление и оценку антропогенных изменений, связанных с изменением биоты, биологических систем, на оценку состояния этих систем. Главное внимание в биологическом мониторинге уделяется наблюдениям за биологическими последствиями, откликами, реакциями биологических систем на внешние воздействия, на изменения состояния природной среды. Биологическому мониторингу уделяется большое внимание по следующим причинам:

      - во-первых, измерение физических и химических параметров загрязненности природной среды более трудоемко по сравнению с методами биологического мониторинга;

      - во-вторых, в окружающей человека среде нередко присутствует не один, а несколько токсических компонентов.

      Для точного определения химического состава загрязняющих воздух транспортных выхлопов нужна специальная аппаратура. Из-за отсутствия такой аппаратуры, мы использовали метод лихеноиндикации. Лишайники являются индикаторами содержания в воздухе сернистого газа(SO2), так как они поглощают ядовитые аэрозоли, газы и кислоты непосредственно из воздуха. У лишайников, произрастающих в зонах с сильным загрязнением, наблюдается поражение слоевища, медленный рост, некроз, их видовое разнообразие невелико. Загрязнение воздуха угнетающе действует на все группы лишайников, но наиболее чувствительные к нему кустистые лишайники, имеющие наибольшую площадь слоевища.  Все необходимое для жизни лишайники получают из воздуха и атмосферных осадков и при этом не имеют специальных приспособлений, предотвращающих поступление в их тела различных загрязнителей. Особенно губительны для лишайников различные окислы, образующие при соединении с водой кислоты той или иной концентрации. Поступая в таллом, такие соединения разрушают хлоропласты водорослей, равновесие между компонентами лишайника нарушается, и организм гибнет. Поэтому многие виды лишайников быстро исчезают с территорий, подверженных значительному загрязнению. В любом случае гибель отдельных видов должна быть тревожным сигналом не только для людей, проживающих в какой – либо конкретной местности, но и для всего человечества. Так как лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха и погибают при высоком содержании в нём угарного газа, соединений серы, азота и фтора  их можно использовать в качестве живых индикаторов чистоты окружающей среды. Такой метод был назван лихеноиндикацией  

           Лишайники неприхотливы и заселяют почти все экологические области на земном шаре. Вместе с тем подавляющее большинство  видов этих низших растений не выдерживает натиска людей на окружающую среду. В современных городах индустриальный центр представляет собой «лишайниковую пустыню», как её именуют ученые, т. е. область, где не растут никакие виды лишайников. Тщательное наблюдение за лишайниками позволяет экологам узнать, насколько велико давление человека на природу, каким видам деревьев и животных это вредит, сколько загрязнителей (поллютантов) концентрируется в воздухе и воде каждого конкретного района.

           Лишайники в наибольшей степени пригодны для целей биоиндикации. Цель наблюдений за качеством среды - это не только её оценка, но долговременный мониторинг и прогноз. Растения, используемые для биологической индикации состояния окружающей среды, должны быть не слишком устойчивы к загрязнению, иметь продолжительный жизненный цикл и повсеместное распространение. Лишайники прекрасно приспособлены к экстремальным проявлениям абиотических факторов среды (резкие перепады температур, низкая влажность, избыток или недостаток света и др.). Они способны успешно противостоять таким биотическим факторам, как  вытаптывание, поедание, конкуренция с растениями. В то же время они плохо приспособлены к  различным проявлениям антропогенного воздействия. Именно поэтому лишайники могут быть использованы для определения степени воздействия человека на биоценоз. В чём же причина повышенной чувствительности этих организмов к составу атмосферы? Внимательно изучив строение лишайников, я пришла к выводу,  что у лишайников отсутствует непроницаемая кутикула и газообмен происходит свободно через всю поверхность. Также всей поверхностью лишайники впитывают дождевую воду, где концентрируется много токсичных газов. Эти организмы сохраняют способность к росту при температурах чуть ниже 0? С. Наиболее опасны для лишайников такие загрязнители воздушного бассейна - оксиды азота, угарный газ, соединения фтора. В последние десятилетия показано,  что самое негативное воздействие на них оказывают соединения серы, особенно сернистый газ, который уже в концентрации 0,08 - 0,1 мг/м3 угнетает большинство лишайников, а в концентрации 0,5 мг/м3 губителен практически для всех видов. Сернистый газ выделяется в атмосферу в результате переработки и сжигания органических веществ (кокс, бурый уголь, нефть и нефтепродукты, древесина), при производстве серы и серной кислоты, плавке руд, содержащих серу. Его выбрасывают ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтеперегонные заводы, заводы деревообрабатывающей промышленности, аммиачные производства.

      Загрязнители воздуха нарушают пигментную систему фотосинтеза, окисляя хлорофилл и нарушая процесс транспорта органических веществ.

      Вообще по чувствительности к атмосферным загрязнителям лишайники делят на среднечувствительные и высокочувствительные виды. К первой группе относят, например, некоторые виды пармелий (бороздчатую, скальную) и кладоний (порошистую, бахромчатую). Высокой чувствительностью отличаются уснеи (хохлатая, пышная), цетрария сизая, кладония неприглаженная, гипогимния вздутая, ксантория настенная (золотянка).

      Свидетельство загрязненности воздуха - это не только отсутствие лишайников, но и их внешний вид. При больших концентрациях наиболее часто встречающегося загрязнителя - сернистого газа - лишайники преждевременно стареют. Не удивляйтесь, именно так лихенологии называют состояние организма, когда слоевище нарастает по краям, а сердцевинные его части отстают от субстрата и выпадают. И тогда колонии листоватых или кустистых лишайников приобретают очертания полумесяца. Есть и другой, не менее заметный показатель качества окружающей среды. По мере приближения к источнику загрязнения слоевища становятся более толстыми, компактными. С помощью  лупы я  отыскала еще один признак страдания лишайников от загрязненной атмосферы. Слоевища угнетенных лишайников обильно.

                При превышении загрязнения воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, затем листоватые, и, наконец, накипные (корковые) лишайники. Очень боятся загрязнения пармелии, а мы их нашли в районе д. Скрыники, что говорит о чистоте воздуха.  А вот ксантория  довольно стойко переносит загрязнение воздуха. Лишайники оказались точным «прибором» по определению чистоты воздуха.

      Проведя эту работу, мы не только расширили свои знания, но и убедились в том, что лишайники – не только интересный, необычный, но и трудный для определения и изучения в лабораторных условиях объект. Совершенно иначе стали относиться к этим маленьким, неповторимым созданиям природы. Какие же героические усилия приходится прикладывать им, чтобы выжить. Берегите их! Не тревожьте это сказочное Берендеево царство. Повнимательнее смотрите вокруг себя. Ведь в лесу не просто деревья, пни, разбросанные веточки, камни, а сказочные. Как богато они украшены! И делают их такими лишайники. А какую неоценимую услугу они оказывают учёным и всем нам.

       

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

      1.  Определитель лишайников средней полосы европейской части СССР; Н. С. Голубкова; Л.-254с, ил.; 1966 г.

      2.     Лихеноиндикация. Учебное пособие; М.В. Кравченко; М- 41с. 1999 г.

      3.     Жизнь растений. В 6-ти т. Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Федоров. Т. 3. Водоросли. Лишайники. Под ред. проф. М. М. Голлербаха. - М., «Просвещение», 1977

      4.     Первопоселенцы (лишайники и мхи).- Новосибирск, 1997г.-58с.[2]л.илл.: ил.

      5.     Определитель низших растений; Комарницкий H.A., Томин М.П., Красильников H.A.; т. 5. - М., «Советская наука», 1960 г.

      6.     Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения; Пасечник В. В; Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 3-е изд. - М., «Дрофа»- 272 с, ил.; 1999г.

      7.     Анатомия, морфология и систематика лишайников. Учебное пособие.; М. В. Кравченко. - М, 1999г.

      8.     Экологические аспекты изучения лишайников. Учебное пособие.; М. В. Кравченко. -М., 1998г.

      9.     Боголюбов А.С., Пчелкин А.В. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды: Методическое пособие. – М.: Экосистема,1997.

      10. Бязров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге. – М.: Научный мир,       2002. – 336с.

       

      Петрашевич Марк Юрьевич,

      ученик 9 класса ГУО «Ратичская средняя

      общеобразовательная школа»

      Научный руководитель:

      Сиргит Ю.В., учитель физики

      ИЗУЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ НОРМАМ SAR

      Мобильные телефоны, иногда называемы сотовыми, быстро становятся неотъемлемой частью современных средств электросвязи. В некоторых районах мира они являются наиболее надежными или единственными имеющимися в наличие телефонами. В других местах телефоны очень популярны, поскольку позволяют людям поддерживать непрерывную связь, и при этом не нарушается свобода передвижения – качество, оцениваемое по достоинству, как на работе, так и на отдыхе.

      Бурная мобильная „телефонизация”, захлестнувшая человечество каких-то десять лет назад, продолжается и по сей день. Неудивительно, что людей стал беспокоить вопрос о влиянии электромагнитных волн на здоровье человека. Эта проблема исследуется уже давно, еще со второй половины ХХ века, но она затрагивала довольно узкий круг лиц, преимущественно персонал вещательных и специализированных радиостанций. Уже тогда принимались меры к защите человека от излучения, существовали определенные правила при работе вблизи источников мощных излучений. И, несмотря на революционные перемены в области телекоммуникаций, а также на множество открытий и излучений, влияние электромагнитных волн различных частот горячо обсуждается до сих пор. По мере того, как мобильная телефония все больше и больше входит в нашу жизнь, в мире продолжаются исследования, имеющие целью выяснить определенно: вредят ли сотовые телефоны здоровью человека? До сегодняшнего дня ни одна лаборатория или медицинский центр не смогли точно ответить на этот животрепещущий вопрос. Виной тому - сложность анализа статистических данных, которыми располагают ученые. На человека в современном мире воздействует такое большое количество вредоносных излучений и веществ, что выделить роль сотового телефона в заболеваниях очень сложно.

      Целью данной работы стало изучение распространенности  марок мобильных телефонов среди учащихся школы, составление рейтинга соответствия телефонов нормам SAR и определение фактического уровня поглощенного излучения, дать рекомендации учащимся по правильному использованию мобильных телефонов.

      В ходе опроса учащихся школы было установлено следующее:

      1.Уровень мобильной телефонизации в школе составляет 46,15 процента.

      2.Наиболее распространенные марки мобильных телефонов: NOKIA (39), SAMSUNG (15), Sony Ericsson (12), Motorola (3), LG (3)

      В процентном соотношении распределение телефонов по нормам SAR (Specific Absorption Rate), допустимое значение которого в Европе составляет 2 Вт/кг, следующее:  от 0,2 до 1 Вт/кг  - 76 процентов, от 1 до 2 Вт/кг  - 24 процента.

      Таким образом, излучение всех моделей мобильников учащихся школы, так называемый удельный коэффициент поглощения,  находится в пределах допустимого. Причем 76% мобильных телефонов учащихся имеют удельный коэффициент поглощения (SAR) до 1 Вт/кг, то есть являются достаточно безопасными.

      При изучении материалов данной темы  в сети Интернет  попался видеоролик, демонстрирующий,  что за 1 час между двумя мобильными телефонами, находящимися в режиме передачи  и приема сигнала, куриное яйцо сваривается всмятку.

      Мы решили повторить данный эксперимент.

      В начале эксперимента между двумя мобильными телефонами SAMSUNG E 490 и SAMSUNG X 420, находящимися в режиме передачи и приема  сигнала на расстоянии 250 мм друг от друга, ложилось куриное яйцо. Через  1 час после начала эксперимента  яйцо действительно сварилось.

      Следовательно, за один час мобильными телефонами выделилась энергия,  достаточная для варки куриного  яйца. Экспериментально нами было установлено, что для варки одного куриного яйца требуется  12811 Дж теплоты. Зная среднее время варки и массу яйца, определили среднее поглощаемое количество теплоты на килограмм массы 359 Вт/кг.  Учитывая, что наш эксперимент длился 1 час, то на каждый из мобильных телефонов приходится мощность около 1,78 Вт. Разделив эту величину на массу яйца, получили среднее излучаемое количество теплоты на килограмм массы. Оно составило 349 Вт/кг. Таким образом, фактическая мощность поглощенного излучения превышает паспортные данные.

      По результатам исследования даны рекомендации по использованию мобильного телефона.

                                                                                      Игнатович Юлия Ивановна

                                                              ученица 9 класса

      ГУО «Ратичская средняя

      общеобразовательная школа»

      Научный руководитель: Покульская Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы

                                                            

       

      Династия ученых-филологов Карских

         Нет ни одного уголка белорусской земли, который не имел бы своих славных дочерей и сыновей, имена которых навечно связаны с ним. Среди них почетное  место в славном  Принеманском крае  занимает имя Евфимия Федоровича Карского, основателя белорусского языкознания и белорусской филологии. Все написанные им работы, кроме научного, имели большое значение для формирования национального самосознания белорусов и их признания со стороны других народов. На основе анализа собранного фактического материала академик Е.Ф.Карский показал, что белорусский народ существует как национальная единица, что он имеет, как и другие народы, свою древнюю культуру, богатый язык, бытовые традиции и бездонный источник устно-поэтического народного творчества.

         Он был единственным из белорусов, удостоенных в дореволюционный период высшего академического звания в области филологии. Его научная деятельность продолжалась почти полстолетия, охватывая самые различные отрасли общественных и гуманитарных наук. Поэтому до настоящего времени научное наследие Е.Ф.Карского привлекает живой интерес как лингвистов, так и специалистов в смежных с языкознанием дисциплинах.

         Данная тема исследования не возникла  случайно. Изучая в прошлом учебном году «Устаревшие слова в романе А.С.Пушкина в романе «Евгений Онегин», нам приходилось работать в областной библиотеке им. Карского со «Словарем устаревших слов» Рогожниковой М.И. и Карской Т.С. Работники библиотеки упомянули, что Т.С.Карская является родственницей нашего знаменитого земляка. Об этом они узнали от правнука Е.Ф.Карского Александра Карского, который проживает в Санкт-Петербурге и бывает на Гродненщине. Также работники библиотеки упомянули, что Александр Карский тоже занимается филологией.

         Эта информация показалась интересной и сразу же возникла идея взять ее за основу  новой научной работы.

      ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

      Проследить династию Карских от Евфимия Федоровича Карского, уроженца Гродненщины, академика языка и словесности, до современных его потомков

      ЗАДАЧИ:

      1. Изучить жизненный и творческий путь Е.Ф.Карского.

      2. Установить его прямых потомков и их принадлежность к языкознанию, филологии, литературе.

      3. Исследовать известность имени Е.Ф.Карского среди учащихся и преподавателей  Ратичской СОШ.

      4. Пропагандировать имя и заслуги нашего знаменитого земляка среди школьников и местных жителей.

         Сын сельского учителя небольшой деревеньки Лаша  Гродненской губернии стал одним из образованнейших людей своего времени. Он владел многими индоевропейскими языками, всеми живыми славянскими  (русским, белорусским, украинским, польским, чешским, болгарским, сербским), старославянским языком, знал латынь. По всем славянским языкам он имел научные работы.

         На протяжении 48 лет научной деятельности  Карским написано 96 книг, 143 статьи и 777 отзывов, рецензий, аннотаций, критико-библиографических статей. Главный памятник его жизни – большая многотомная работа «Белорусы», равной которой по основательности не существует в отрасли изучения других славянских народов.

         Двое сыновей Е.Ф.Карского, Сергей и Евгений, погибли: Евгений Евфимович во время Первой мировой войны, Сергей Евфимович во время Великой Отечественной войны. Дочь Сергея – Татьяна Сергеевна Карская много сделала для сохранения традиций семьи Карских: писала воспоминания о деде, изучала его переписку, приводила в систему его наследие. Кроме этого Татьяна Сергеевна сама занималась наукой. Именно она была соавтором словаря «Устаревших слов русского языка», который так помог нам в прошлом исследовании. Ее сын – Александр Карский стал продолжателем традиций семьи: нашел ранее неизвестные работы Е.Ф.Карского, издал библиографическую книгу научных работ Карского, выходит его книга «Евфимий Федорович Карский».

         Мужем дочери Карского Натальи был академик АН СССР Виктор Иванович Барковский. В своих воспоминаниях он писал: «Я стал филологом и глубоко благодарен Евфимию Федоровичу, что избрал этот путь. Евфимий Федорович явился для нас, кто проходил его научную подготовку, недосягаемым образцом, потому что был и языковедом, и литератором, и палеографом, и этнографом, и прославил родную науку во всех ее отраслях…»

         В ходе работы над темой были проведены статистические исследования среди учащихся и преподавателей школы. Было опрошено 62 ученика из 7-11 классов и 20 учителей. Оказалось, что лишь 58% слышали имя Карского, еще меньше – 29% знают, кто он такой, и только 19% знают, в какой области наук он знаменит.

         Полученные данные определили тематику внеклассной работы кабинетов русского и белорусского языков и методической группы учителей-филологов школы.

       

      ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

      1.  Булахов, М.Г. Евфимий Федорович Карский – Мн.: Издательство БГУ, 1981

      2.  Карский Евфимий Федорович: библиографический обзор – Гродно: ГрГУ, 2010

      3.  Периодическое издание. Перспектива – 22.09.2010. – 25с.

      4.  Цыхун, А.П. Акадэмік з вескі Лаша – Гродна, 1992.   

      Масевич Мирослав Иванович

      учащийся 8 класса

      ГУО «Ратичская  средняя общеобразовательная  школа»

      Научный руководитель:

      Сиргит Ю.В., учитель физики и информатики

       

      Энергосбережение – в шутку и всерьез.

      В наше время вопрос энергосбережения и получения энергии - самый актуальный вопрос,  над решением,  которого трудятся самые лучшие умы человечества.  И что они только не придумывают: и использование энергии «черных дыр»,  и энергии «черной материи», и энергия,  получаемая от отходов, и так далее. Вместе с тем, не надо далеко ходить,  чтобы получить экономию энергии,  надо лишь обратить внимание на самые обычные вещи, на то,  что нас окружает. Мы привлечем ваше внимание к одному из  самых распространенных объектов,  который  занимает почетное место у каждой хозяйки на кухне – это сковорода. Хорошая сковорода – это залог вкусного питания,  а значит,  и хорошего настроения, и еще это экономия энергоресурсов. И мы попытаемся это доказать.

      Чтобы получить экономию энергии,  надо содержать сковороду в чистоте, не допускать образования нагара [1] на поверхности, которая соприкасается с поверхностью нагревательного элемента (конфорки).

      Нагар на поверхности сковороды приводит к тому, что тратится дополнительная энергия на нагревание сковороды.

      Проведем эксперимент.

      1.    Оборудование: конфорка диаметром 184 миллиметра электрической плиты «Гефест – 1140-05» мощностью 2200 Вт,  сковорода железная диаметром 179 миллиметров с нагаром и без нагара, термометр, вода, мензурка (измерительный цилиндр),  секундомер.

      Ход эксперимента.

      2.    Нальем в сковороду с нагаром 300 грамм воды (0,3 кг).

      3.    Измерим начальную температуру воды.

      4.    Включим одновременно конфорку и секундомер.

      5.    Определим время нагревания воды до температуры кипения (в домашних условиях получить температуру кипения 100 градусов Цельсия не возможно – имейте это в виду).

      6.    Данные занесем в таблицу

      7.    Повторим опыт,  но используем сковороду без нагара.

      8.    Данные занесем в таблицу.

       

      Таблица №1

      Начальная температура воды

      Конечная температура воды

      Время закипания

      1

      18 градусов Цельсия

      96 градусов Цельсия

      265 с

      2

      18 градусов Цельсия

      96 градусов Цельсия

      246 с

       

      0

      0

      19 с

       

      Вспомним физику: Q=A=P*t;

      1кВт*ч = 3600000 Дж

      По результатам экспериментов установлено, что разница в нагревании одинаковой массы воды (100 грамм) составляет 19 секунд.  Значит,  экономия составит 0,0012 кВт*ч, тогда приняв значение количества сковород равным 2500000,  будем считать,  что пятая часть населения РБ пользуется электрическими плитами.  Это количество будет равным 500000 штук,  а значит, экономия составит 600 кВт*ч. Кажется,  что это не большая экономия,   но учтем начальные условия. Если время использования сковороды,  составляет 30 минут, то при использовании чистой сковороды  экономия времени работы электроплиты составит 570 секунд.    Тогда,  экономия по стране составит 180555 кВт*ч в день, а за год 65902777 кВт*ч.  Переведем в джоули -   Q = 257250 000 000 000 Дж.  Используя таблицу удельных теплот сгорания различных видов топлива,  получим следующие результаты экономии топлива: мазута – 6052 тонны, дров – 25220 тонн, бытового газа – 8089 тонн,  условного топлива – 8777 тонн, угля – 7795 тонн (смотри таблицу №2). Цифры впечатляют!

      Вид топлива

      экономия

      кг

      тонн

      1

      мазут

      6 052 255

      6052, 225

      2

      дрова

      25 220 588

      25220,588

      3

      бытовой газ

      8 089 622

      8089, 622

      4

      условное топливо

      8 777 466

      8777,466

      5

      уголь

      7795454

      7795, 454

       

      Экономия топлива – это один из аспектов энергосбережения, второй аспект это улучшение экологического состояния среды. Кроме выбросов в атмосферу четырех главнейших аэрополлютантов: золы, окислов азота, двуокиси серы и окиси углерода, теплоэнергетические предприятия оказывают огромное негативное воздействие на атмосферу в результате образования колоссальных выбросов главного парникового газа – двуокиси углерода СО2, а также в результате сжигания в топках огромных количеств кислорода воздуха. Этот процесс ведет к существенному искажению существующего на протяжении миллионов лет круговорота веществ в природе и, прежде всего, углерода и кислорода. Так, по данным многочисленных измерений установлено, что если в 1956 г. концентрация углекислого газа в воздухе по объему составляла 0,028%, то в 1985 г. – она возросла до 0,034%. В настоящее время в атмосферу выбрасывается более 25 млрд. т СО2, при этом 45% дало сжигание угля, 40% - нефти, 15% - газа. Вклад различных регионов мира в этот процесс следующий, %: США – 23; СНГ – 19; Западная Европа – 14; Восточная Европа – 7; Китай – 9; прочие страны – 28.

      Основными причинами сокращения поступления кислорода в атмосферу являются интенсивное загрязнение вод Мирового океана и уменьшение общей площади лесных массивов. Увеличение потребления кислорода связано с ростом населения земного шара, а также с широким внедрением технологических процессов, в которых окислительные реакции осуществляются за счет атмосферного воздуха. За последние 25…30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем использовано человечеством за весь исторический период его существования. Только в США автомобили потребляют кислорода в 2 раза больше, чем его регенерирует природа на всей территории штатов, а на всю техногенную деятельность человечество тратит 30…40 млрд. т. кислорода в год. Нарушение кислородного баланса будет иметь глобальные негативные последствия. Подсчитано, что при 5%-ном ежегодном приросте потребления свободного кислорода на технологические нужды более чем через 100 лет его содержание в атмосфере может снизиться до критического для человека предела – до 17% по массе. Так,  для полного сгорания 1 килограмма угля необходимо 2,64 килограмм кислорода, для полного сгорания 1 килограмма мазута необходимо 3,21 килограмм кислорода, для полного сгорания 1 килограмма газа необходимо 4,07 килограмм кислорода. Для приведения количества топлив трех видов к одному уровню энерговыделения воспользовались переводными коэффициентами 1,7685 применительно к углю и 1,0122 – применительно к газу, которые были вычислены нами. Тогда для угля и газа количество кислорода соответственно будет равно:

      2,64 . 1,7685 = 4,67 кг/кг;

      4,07 . 1,0122 = 4,12 кг/кг.

      Учитывая, что коэффициент избытка воздуха при сжигании угля больше, чем при сжигании мазута и газа, и, чаще всего, составляет соответственно ? = 1,15 и ? = 1,05 определили:

      2  угля = 5,37 кг/кг;

      2  мазута =3,37 кг/кг;

      2 газа = 4,33кг/кг.

          Таким образом, при обеспечении равного энерговыделения при сжигании мазута по сравнению с углем сгорает в 1,6 раза, а при сжигании газа – в 1,24 раза меньше кислорода воздуха. Следовательно,  экономия топлива позволит увеличить содержание кислорода в атмосфере (смотри таблицу №3).

      Таблица №3

      потребление кислорода

      кг\ кг

      кг, топлива

      кг, кислорода

      куб.метров

      2  угля

      5,37

      7795454

      1451667,412

      1293821,222

      2  мазута

      3,37

      6052255

      1795921,365

      1600642,928

      2 газа

      4,33

      8 089 622

      1868272,979

      1665127,432

       

      Для определения  выбросов СО2 при сжигании трех видов топлив с условием равного энерговыделения, воспользовались значениями содержания углерода в угле и мазуте. А для определения процентного содержания углерода в составе газа сначала определили доли углерода в углеводородах, составляющих газ с использованием их атомной массы.

      Так, атомные массы и соответствующие доли углерода в метане, этане, пропане, бутане и пентане соответственно составили: 16; 30; 44; 58; 72 и 75%; 80; 82; 83 и 83%.

      Далее с учетом процентного содержание каждого углеводорода газа нашли, что содержание углерода в перечисленных углеводородах, составляющих газ, равно: 32,4; 11,6 15,6 6,6 и 4,11%, а суммарное содержание углерода в газе – 70,3% от его состава, соответственно доля водорода – 29,7%.

      Таким образом, в  равных сравниваемых количествах угля, мазута и газа количество углерода составляет 85,6; 86,47 и 70,3%. Следовательно, уменьшив сжигание топлива, выбросы СО2  уменьшатся (смотри таблицу № 4).

      Таблица №4.

      топливо

      % содержание углекислого газа в 1 кг топлива

      содержание СО2, в  1кг топлива

      уменьшение выбросов СО2, в кг

      уголь

      85,6

      0,856

      6672908,624

      мазут

      86,5

      0,865

      5235200,575

      газ

      70,3

      0,703

      5687004,266

       

      Вывод: 

      1.    Содержание кухонной посуды в чистоте позволяет экономить энергоресурсы и сохранять окружающую среду.

      Литература:

      1. Исаченкова, Л. А. Физика: учебное пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Л. А. Исаченкова, Ю. Д. Лещинский / под ред. Л. А. Исаченковой. — Минск: Нар. асвета, 2010.

       



      [1] (нагар (окись) — окисленный налёт, остающийся после воздействия на смазочное масло (жир)  крайне высоких температур)

                                                                                            Богдан Божена Андреевна

      ученица 7 класса

      ГУО «Ратичская средняя

      общеобразовательная школа»

      Научный руководитель:

      Прокопчик М.М., учитель русского языка и литературы

       

       

      «Дети – цветы жизни». Откуда берутся шипы? Проблема детской жестокости и роль литературы в решении данной проблемы

       

      « - Зачем нужны шипы?

      - Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости! – ответил я.

      - Вот как!

         Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито:

      - Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают, если у них есть шипы, их все боятся…»

          Думаю, всем известна эта философская сказка Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц». Но перечитав её, я натолкнулась на мысль, что говорится в этом отрывке сказки совсем не о цветах, а о людях, еще точнее – детях. Ведь существует же поговорка: «Дети – цветы жизни». Но о каких же шипах тогда идет речь у Экзюпери, если «слабые и простодушные» цветы – это дети?

          Шипы эти – наглость, нахальство, жестокость… Шипы, из-за которых их все боятся. Но только ли от злости они их выпускают? Как не упустить момент, когда они станут опасными? Ведь все начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем все заканчивается сухими цифрами статистики детской преступности по республике, области, району.

          А такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости. Поэтому в выборе темы сказалась и моя личная заинтересованность. К тому же, на мой взгляд, очень важно знать, из-за чего и почему дети становятся жестокими, чтобы, заметив корни, задатки безжалостности, жестокосердия в ком-либо из своих друзей, сделать все возможное, дабы их не стало. Так же эта работа дала мне навык проектной деятельности.

          Выдвинута следующая гипотеза: проблема детской жестокости волнует многих писателей, в том числе и белорусских, они ставят перед собой вопросы: откуда берется жестокость и каким образом можно воздействовать на формирование характера ребенка, чтобы избежать ее возникновения? Если изучать их творчество, то можно найти ответы на поставленные вопросы.

           Причин возникновения детской жестокости несколько. Главная из них - отсутствие взаимопонимания с семьей. Так, например, в повести В.Крапивина «Острова и капитаны» у Егора были плохие отношения с отцом, т.к. тот сам проявлял жестокость по отношению к мальчику, наказывая его. Мать же своей покорностью отцу, невмешательством предает Егора. И, естественно, что в их семье нет теплоты, душевности, заботы друг о друге. Мальчик обделен вниманием, поэтому и не привязан к семье, что стало причиной дальнейшего ожесточения, озлобления Егора, потому что у многих было то, чего не было у него: счастливой, дружной, понимающей семьи.

           Конечно, как следствие первой причины, вторая - это страх, униженная гордость, жуткая обида, не только на родителей - на всех окружающих. Отец избивает и унижает сына – от «презрительной жалости» к себе, вечного страха и ожесточенности, стыда сын унижает других – покорных и слабых. Потому что если отец поступает так жестоко и избивает, унижает меня, значит, и я могу так поступать. Перед Егором стоял живой пример – его отец: грубый, суровый, жестокий. Наличие перед ребенком отрицательного или положительного примера – тоже причина появления или отсутствия жестокости.

            И ведь настоящих, надежных друзей у Егора нет. На что опять же повлияла семья: в ней не было той простоты и открытости, душевности, как например, в семье Веньки, одноклассника Егора. Егор не мог взять и просто привести к себе в дом друга – это было не принято, не дозволено.

            Еще одна причина жестокости – понимание безнаказанности. Люди бояться сделать замечание чересчур расшумевшейся компании, бояться последствий своих действий. «Боимся», - говорит Кирилл.

           Итак, выявив причины появления жестокости у детей с точки зрения писательской позиции, и сравнив их с причинами, названными детскими психологами, работниками по делам несовершеннолетних, можно сказать о том, что они схожи. Школьный психолог М.И.Касьян считает, что «истоки насилия нужно искать в семье ребенка, в его взаимоотношениях с близкими.  Если ребенок испытывает в семье насилие, то такая модель становится для него образцом поведения, ценностью и желанием. Если ребенка избил папа, и он затем помучил животное, то он как бы становится сильным «как папа». Насилие снимает часть внутренней боли ребенка, и ценность силы постепенно заменяет ценность отношений». Инспекторы по делам несовершеннолетних  в свою очередь объясняют трудности работы с подростками спецификой современного общества, возлагая часть вины на современную массовую культуру: «Современные дети изменились, и причины их жестокости нужно искать в атмосфере, в которой они воспитываются и живут. Даже на уровне мультфильмов дети видят, как герои друг друга избивают. Практически на всех уровнях исчез воспитательный процесс: дома - родители заняты добычей средств на пропитание. У детей нет авторитетов, они стали более раскрепощенными». Жестокие фильмы и игры, интернет – все это тоже послужило причиной ожесточения подростков. Но не сами ли взрослые создают этот мир жестокости на экране, приучая к этому детей?

            Крапивин говорит, что нужно изменить, выбрать приоритеты ценностей, а далее все станет на свои места, т.е. предпочитать не сытое спокойствие, а возможность иметь друзей; не бояться чужого мнения и осуждения, когда можешь прийти на помощь; важнее не бессмысленное накопительство, а радушие и гостеприимство; не отречение от своих корней, а поддержание, продолжение родовых традиций.

             Опрос показал, что из пятидесяти опрощенных, только десять процентов знакомы с некоторыми произведениями Крапивина. Поэтому,  я считаю, что практическое значение моей работы велико. Наработанный материал можно использовать на классных часах, родительских собраниях, внеклассных чтениях и занятиях.

      На основе изучения данных литературных произведений и статистического анализа состояния детских правонарушений по Гродненской области и району можно сделать следующие выводы:

      1.    Истоки насилия нужно искать в семье ребенка, в его взаимоотношениях с близкими.

      2.    Отрицательные или положительные примеры являются  причинами появления или отсутствия жестокости.

      3.    Понимание безнаказанности и вседозволенности,  вытекающие из нежелания взрослых вмешиваться в негативные процессы,  происходящие в детской среде.

      4.    Отрицательное влияние массовой культуры (культ насилия, приоритет материальных ценностей над  духовными) на воспитание и развитие ребенка.

             В заключении хочу сказать словами того же Антуана де Сент-Экзюпери: «Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу». Каждый из нас в ответе за своего ребенка.

      Литература:

      1.    Крапивин,  В.П. Острова и капитаны - Средне-Уральское книжное

      издательство, 1990. – 330 с.

      2. Лукьянин, В. Счастье быть человеком. /Журнал «Критика и библиография,  2006 г., №2 – с. 18.

      3. Разумихин, А. Правило без исключений, или прозрачная злость и интеллигентные мальчики Владислава Крапивина. /Журнал «Критика и библиография,  2006 г., №3 – с. 45.

       

                                                                                                                   АВЕРЬЯНОВА Диана Юрьевна

      ученица 7 класса

      ГУО «Ратичская средняя

      общеобразовательная школа»

      Научный руководитель:

      Прокопчик М.М., учитель русского языка и литературы

       

       

      ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ ТАТЬЯНЫ СУЧКОВОЙ (ПО СБОРНИКУ «ТЁПЛЫЙ ДОЖДИК»)

       

            У меня не вызывает сомнения, что в наш век, когда даже дети заражены вирусом компьютерных игр, простое человеческое слово, тихое, негромкое слово поэта, заставляет плакать и радоваться, сопереживать страданиям, восхищаться подвигами, удивляться силе человеческого духа, приобщает наше поколение к истокам самосознания, без которых немыслимо полноценное духовное и творческое развитие личности.

            Особенно большую роль играет в этом детская поэзия. Читая в раннем детстве детям книги, родители формируют их вкус, читательское чутье, дают первые и самые важные ориентиры для самостоятельного чтения, развивают стремление к таким идеалам, как добро, правда, истина, красота, справедливость, способствуют взаимному духовному сближению.

               Поэтому в своей работе я обратилась к творчеству гродненской детской поэтессы Татьяны Сучковой, встреча с которой в рамках  предметной недели произошла в прошлом году в нашей школе.

              Многие стихотворения оценены мною не только заочно, но и в непосредственной беседе с их автором. 

           Обращение к стихотворениям позволило мне испытать себя в роли начинающего филолога.

           Цель исследования – литературный анализ поэтического сборника Татьяны Сучковой «Тёплый дождик», определение своеобразия детской лирики поэтессы.

            Были определены следующие  задачи  исследования:

      1)   собрать биографические сведения о поэтессе;

      2)   проанализировать выбранные стихотворения, проследить поэтические традиции, которые продолжила в своём творчестве Т.Сучкова;

      3)   выделить все цветообозначения, определить их роль  в сборнике;

      4)   помочь сверстникам на основе творчества поэтессы приобщиться к духовным ценностям.  

          Методы исследования:

      1)  литературно-лингвистический анализ стихотворений и используемой в них цветописи;

      2)  сопоставление лирики Т.Сучковой с поэтическим наследием других детских авторов;

      3)  беседа-интервью с Т.Сучковой;

      4)  анализ отзывов литературных критиков о творчестве поэтессы.

           Татьяна Аркадьевна Сучкова – член Союза писателей Беларуси, детская писательница, пишет на русском и белорусском языках. В её наследии -  сборник стихов для детей "Считалочки" (2000), "Зялёнае лета" (2007), "Тёплый дождик" (2008), последний был отмечен дипломом Союза писателей Беларуси в 2009 году. На стихи  Татьяны  Сучковой  нaпиcaли  пecни  белорусские композиторы  Л.Захлевный,  В.Войтик,  П.Ерёменко,  А.Елисеенков, А.Атрашкевич, а также гродненские композиторы. Татьяна Сучкова – автор гимна  спортсменов  греко-римской  борьбы и дзюдо

       (муз. А.Маркелова). Песни на ее стихи исполняют ансамбли "Бяседа" (Минск), "Гармонія" (Гродна), многочисленные солисты-вокалисты.

             За плодотворную общественную и литературную деятельность, пропаганду творчества детских писателей Гродненщины Татьяна Сучкова

      неоднократно награждалась грамотами и Благодарственными письмами управления культуры Гродненского облисполкома и отделом культуры горисполкома.

              Жанровый анализ сборника Т.Сучковой “Тёплый дождик” выявил преобладание в нём детских лирических стихотворений (36%), далее по количественному преобладанию следуют стихотворения-звукоподражания и прибаутки (по 10% соответственно).

              Для раскрытия  духовной жизни ребёнка поэтесса использует яркую метафоричность, соответствующую  цветопись, причем преобладающим оказалось использование золотого (жёлтого) цвета (29%), белого (14%), зелёного (13%).

             Чтобы проследить преемственность  в творчестве Т.Сучковой, я использовала заповеди для детских писателей, сформулированные К. Чуковским, и выявила аргументированную (подбором соответствующих стихотворений) реализацию следующих особенностей авторского видения детской поэзии:

      1.    Стихи должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника.

         Сказки и стихи Сучковой — это почти мультфильмы, фантастическое и роскошное богатство для художника.

      2.    Нужна наибыстрейшая смена образов: картинки быстро сменяют одна другую. В каждой строчке -  активное движение, динамика.

      3.    Словесная живопись должна быть лиричной. В каждом стихотворении - своя эмоциональная окраска, которая показывается голосом, интонацией, темпом чтения, паузой переживания и определяет тональность фрагмента.

           4.  Нужна подвижность и переменчивость ритма: это позволяет создать иллюзию разговорной речи, как будто мама  рассказывает что-то очень интересное. Такая свобода облегчает восприятие стихов на слух, делает их подвижными, живыми.

           5.  Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.

           Для ребенка не существует написанных стихов — только звучащие, поэтому для них важна музыкальность, особая звучность. Кстати, один из разделов сборника «Тёплый дождик» так и называется: «Стихи, которые стали песенками».

           6.   Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу.

           7.   Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы.

           8.   Каждая строка должна жить своей собственной жизнью. Детским стихам

      свойственно жить отдельными строчками, которые врезаются в память и живут

      в нашей речи, как пословицы и поговорки, как другие устойчивые обороты.

             9.  Не загромождать детских стихов прилагательными.

            10.   Детские стихи должны быть игровыми.

            11. Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.

      Детские стихи должны вызывать и у взрослого положительный эстетический отклик — приятное звучание, интересные и в то же время удачные по созвучию рифмы, ритм стихотворения, помогающий его читать, а не нарушающий впечатление — вот признаки настоящей поэзии.

                  На творческой встрече с Т.Сучковой меня ждала ещё одна приятная неожиданность: оказывается, писательница раньше была в моей родной деревне и в её творческом багаже есть стихотворение, посвящённое д.Ратичи, в частности, огромному яблоневому саду, который с восторгом вспоминают   мои родители. Оно будет напечатано в следующем, готовящемся к изданию сборнике.

                

      ЛИТЕРАТУРА:

      1.    Большая книга стихов для чтения в детском саду. Сост. Э. И. Иванова, И. П. Токмакова. -  М.: АСТРЕЛЬ-АСТ, 2004. – 310 с.

      2.    Журавлёв, А.П. Смысл и звук - М.: Просвещение, 1981. -160 с.

      3.    Лутошкин, А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. – М.: Педагогика, 1988. – 290 с.

      4.    Сучкова, Т.А. Тёплый дождик –

      5.    Чуковский, К.И. От двух до пяти - Мн.: Народная  асвета, 1984. – 320 с.

       

       Кучинский Степан Ежеви   

      учащийся   10  класса

      ГУО «Ратичская  средняя общеобразовательная  школа»

      Научный руководитель:

      Русин П.В., учитель истории и обществоведения

      Локальные войны и конфликты: история и современность

      Война - явление всех исторических времен и всех цивилизаций. Мировая история знает большое количество войн.  По подсчетам историков, в 14,5 тыс. больших и малых войн, происшедших за последние 55,5 века, погибло 3640 млн. человек. Только за последние 3,5 столетия в войнах, происшедших в Европе, общее число безвозвратных потерь увеличилось с 3,3 до 60 млн. человек. Кроме того, армии европейских колонизаторов с 1700-1939гг. потеряли 1,3 млн. человек. Количество  же локальных войн и военных конфликтов, которые произошли после Второй мировой войны, огромно. Некоторые исследователи насчитывают их до 500, другие до 200. За послевоенную историю кратковременных военных столкновений произошло сотни, а довольно крупных кровопролитных войн, хотя и локальных, - десятки.

      Термин “локальная война” происходит (от лат. localis — местный) — военные действия между двумя и более государствами, ограниченные по политическим целям интересами участвующих в боевых действиях государств, а по территории — небольшим географическим регионом, как правило, находящимся в границах одной из противоборствующих сторон. Иногда в качестве синонимов употребляются понятия «ограниченная война», «малая война». Локальная война, как правило, является частью регионального этнического, политического, территориального или иного конфликта. В рамках одного регионального конфликта может быть заключён целый ряд локальных войн (в частности, за время арабо-израильского конфликта на 2009 год произошло  несколько локальных войн).

      Первые случаи классификации некоторых военных действий как «малых/локальных войн» относятся ещё к XIX веку. Однако широкое внедрение этого понятия произошло лишь во второй половине 20-го века в связи с развитием ядерного оружия, применение которого было недопустимо в небольших конфликтах. В 1960 году термин был официально применён в военной доктрине США, рассматривающую его как любой конфликт в рамках одного театра военных действий. Позже понятие «локальная война» появилось и в военной доктрине СССР, которая причисляла к ним военные действия между отдельными государствами или государствами и народами борющимися за независимость, а также гражданские войны. Кроме того, надо определиться, с какого года мы начинаем отсчёт локальным войнам и конфликтам. Они были, в частности, в XVII веке. И не только в этом веке. Вся история человечества пронизана военными столкновениями и вооруженными конфликтами. До XX века большинство войн носило локальный характер. Так, в Столетней войне участвовали Франция и Англия. Наполеоновские войны в разные периоды втягивали в процесс войны различные европейские государства. Но размаха, которого достигли мировые войны XX века, ни одна из предыдущих войн не достигала. К особому роду военно-политических кризисов следует отнести региональные, локальные войны и вооруженные конфликты между государственно оформившимися частями одной нации, разделенной по политико-идеологическим, социально-экономическим или религиозным признакам (Корея, Вьетнам, Йемен, современный Афганистан и т. д.).

      Существует типология локальных войн и конфликтов:1) войны, развязываемые отдельными государствами против отдельных социалистических государств; 2) войны государств с народами (странами), борющимися за свою независимость или отстаивающими ее; 3) войны между отдельными государствами или группами государств; 4)  гражданские войны и внутренние военные конфликты.

       Локальные войны - неизбежное зло современной цивилизации. В первой четверти XXI столетия главной причиной войн и конфликтов в мире по-прежнему остаются противоречия, порождаемые модернизацией стран Ближнего и Среднего Востока. Деятельность Усамы бен Ладена, Аль-Каиды, талибов, Исламского движения Туркестана и пр. — это прежде всего реакция на растущую вовлеченность Ближнего и Среднего Востока в глобальные процессы. Сознавая общую отсталость арабо-мусульманского мира, его экономическую неконкурентоспособность и в то же время — зависимость Запада от ближневосточной нефти, реакционеры стремятся дискредитировать правящие режимы стран региона, объявив их пособниками Запада, свергнуть их под исламистскими лозунгами и, захватив власть, установить новый порядок (халифат). Наряду с угрозой, исходящей от исламистов-экстремистов, опасность представляют попытки некоторых режимов данного региона получить доступ к ядерному оружию. Эти две политические тенденции и определяют основное содержание проблемы военной безопасности в сегодняшнем мире и в обозримом будущем (ближайшие 15–20 лет).

            Все вышесказанное свидетельствует о том, что  локальные войны становятся сегодня явлением, представляющим весьма серьезную опасность для человечества. Во-первых, такие конфликты приносят миллионы жертв, подрывают сами основы жизни народов. Во-вторых, в условиях "уплотнения" международных отношений, углубления взаимосвязей всех членов мирового сообщества любой военный конфликт может при определенных условиях превратиться в своеобразный "детонатор" новой мировой войны. В-третьих, военные конфликты сегодня усугубляют экологическое неблагополучие. В-четвертых, они оказывают негативное влияние на морально-психологический климат в регионах, на континентах, во всем мире. Примерами здесь могут быть войны в Афганистане, в зоне Персидского залива, в Югославии; вооруженные конфликты и гражданские войны на территории бывшего СССР.  В мире XXI века только на основе международного сотрудничества, пересмотра  всеми  странами своих действий, на основе ликвидации разрыва между высокоразвитыми странами и странами третьего мира в уровне жизни и наличии возможностей для развития, на основе совместных действий всего мирового сообщества, направленных на решение гуманитарных, социальных и других проблем, мы можем надеяться на становление нового общества, освобождённого от груза локальных войн и конфликтов.

      Литература

      1.  Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М.: Международные отношения , 1989.

      2.  Барынькин Б. Локальные войны на современном этапе: характер, содержание, классификация. — Военная мысль. — М.: Редакционно-издательский центр Министерства обороны РФ, 1994. — Т. № 6.    

      3.  Владимиров В. Современные войны: опыт и уроки // Красная звезда, 29.01.2004.
      4.  Демидова Н. Локальные войны и конфликты после Второй Мировой войны// Гiсторыя: праблемы выкладання.- 2004.- №4.

      5.  Киршин Ю.Я. Войны локальных цивилизаций. История и современность. - М., 2009.

      6.  Клаузевиц К. О войне.- М., 1934.

      Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

      Rambler's Top100


      Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
      X