Сайт "Методическая кладовая" - все учителя, ученика, родителей.

              Время: Загрузка...

Подробности на странице

"В мире животных"


Яндекс.Погода

До Нового

2013 года

 

 



Copyright RATICHI © 2010

Copyright © 2010 г .ОГС. "Администрация сайта www.ratichi.hut.ru ".

Ссылка на автора (ов) и сайт обязательны. 

Вопросы и предложения присылайте на mailto:wwwratichi@mail.ru

Дизайн и разработка © 2010 Осташевский Г.С.


О сайте

Этот сайт создан с помощью программы "Мини-Сайт". ООО "Корс-Софт" - программы для бизнеса. www.kors-soft.ru

  • ШНО "Эврика" 12
  • ШНО "Эврика" 13
    • Научное школьное общество "ЭВРИКА"

      Размещение и использование материала возможно только с письменного разрешения автора.

      Обращаться по адресу: wwwratichi@mail.ru

      ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ ТАТЬЯНЫ СУЧКОВОЙ (ПО СБОРНИКУ «ТЁПЛЫЙ ДОЖДИК»)

       

      Подготовила:

      АВЕРЬЯНОВА ДИАНА ЮРЬЕВНА

      ученица 7 класса ГУО «Ратичская средняя

      общеобразовательная школа»

      Научный руководитель:

      Прокопчик Марина Михайловна,

       учитель русского языка и литературы

       

       

      СОДЕРЖАНИЕ

       

      Введение…………………………………………………………………2 стр.         

      Основная часть.

      1.    Татьяна Аркадьевна Сучкова: очерк жизни и творчества………3 стр.

      2.    Жанровое своеобразие детской поэзии Т.Сучковой.. …………..4 стр.                       

            3.   Цветовая лексика сборника.……………………………………...7 стр.

                 3.1.Понятие о цветовой лексике…………………………………7 стр.

      3.2. Классификация по цветам……………….….…………………….....7 стр.

                        3.2.1. Золотой и жёлтый цвет………………………………...7 стр.

                        3.2.2. Белый цвет……………………………………………...8 стр.

                        3.2.3. Зелёный цвет…………………………………………...8 стр.

                        3.2.4. Синий цвет……………………………………………..9 стр.

                        3.2.5. Прочие цвета…………………………………………...9 стр.

      4.  Преемственность поэзии…………………………………………….12 стр.

            5.  Заключение……………………………………………………….16 стр.

      Список использованной литературы…………………………………..18 стр.

      ВВЕДЕНИЕ

            У меня не вызывает сомнения, что в наш век, когда даже дети заражены вирусом компьютерных игр,простое человеческое слово, тихое, негромкоеслово поэта, заставляет плакать и радоваться, сопереживать страданиям, восхищаться подвигами, удивляться силе человеческого духа, приобщает нашепоколение к истокам самосознания, без которых немыслимо полноценноедуховное и творческое развитие личности.

            Особенно большую роль играет в этом детская поэзия. Читая в раннем детстве детям книги, родители формируют их вкус, читательское чутье, дают первые и самые важные ориентиры для самостоятельного чтения, развивают стремление к таким идеалам, как добро, правда, истина, красота,справедливость, способствуют взаимному духовному сближению.

      Поэтому в своей работе я обратилась к творчеству гродненской детской поэтессы Татьяны Сучковой, встреча с которой в рамках  предметной недели прошла в прошлом году в нашей школе. Представленный поэтессой, а затем и подаренный нам сборник “Тёплый дождик” очень заинтересовал меня и явился объектом научного исследования.

           Цель исследования – литературный анализ поэтического сборника Татьяны Сучковой «Тёплый дождик», определение своеобразия детской лирики поэтессы.

      Были определены следующие  задачи  исследования:

      1)   собрать биографические сведения о поэтессе;

      2)   проанализировать выбранные стихотворения, проследить поэтические традиции, которые продолжила в своём творчестве Т.Сучкова;

      3)   выделить все цветообозначения, определить их роль  в сборнике;

      4)   помочь сверстникам на основе творчества поэтессы приобщиться к духовным ценностям.  

          Методы исследования:

      1)  литературно-лингвистический анализ стихотворений и используемой в них цветописи;

      2)  сопоставление лирики Т.Сучковой с поэтическим наследием других детских авторов;

      3)  беседа-интервью с Т.Сучковой;

      4)  анализ отзывов литературных критиков о творчестве поэтессы.

       Многие стихотворения оценены мною не только заочно, но и в непосредственной беседе с их автором. 

           Обращение к стихотворениям позволило мне испытать себя в роли начинающего филолога.

       

      Татьяна Аркадьевна Сучкова: очерк жизни и творчества

      Татьяна Аркадьевна Сучкова – член Союза писателей Беларуси, детская писательница, пишет на русском и белорусском языках.

      Татьяна Аркадьевна родилась  4.01.1956г. в д. Губачево Киняшемского района Ивановской области (Россия) в семье рабочей и служащего.  Пишет для детей.  С 1971 г. живёт в г.Гродно. Окончила СШ №3 г. Гродно.  В 1979 году -  филологический факультет Гродненского государственного университета им. Я. Купалы. Работала воспитателем в детском саду д.Понемунь Гродненского района. Сейчас трудится библиотекарем в детской библиотеке № 6 г.Гродно.  

            Печаталась в районных, областных и республиканских газетах и журналах (“Сельская навіна”, “Аркуш”, “Гродзенская праўда”, “Вясёлка”, “Гаспадыня”, “Пралеска”, “Пачатковая школа”, “Зорька”, “Качели» и др.). Сказки для детей переводились на польский язык. Издала книгу стихотворений и сказок “Теплый дождик”(2008). Лауреат премии имени А.И. Дубко Гродненского облисполкома “За творческие достижения в области культуры и искусства” в номинации “Писатель года –2009”.

      В её наследии -  сборник стихов для детей "Считалочки" (2000), "Зялёнае лета" (2007), "Тёплый дождик" (2008), последний был отмечен дипломом Союза писателей Беларуси в 2009 году. На стихи  Татьяны  Сучковой  нaпиcaли  пecни  белорусские композиторы  Л.Захлевный,  В.Войтик,  П.Ерёменко, 

      А.Елисеенков, А.Атрашкевич, а также гродненские композиторы. Татьяна Сучкова – автор гимна  спортсменов  греко-римской  борьбы и дзюдо

      (муз. А.Маркелова). Песни на ее стихи исполняют ансамбли "Бяседа" (Минск), "Гармонія" (Гродна), многочисленные солисты-вокалисты.

             За плодотворную общественную и литературную деятельность, пропаганду творчества детских писателей Гродненщины Татьяна Сучкова

      неоднократно награждалась грамотами и Благодарственными письмами управления культуры Гродненского облисполкома и отделом культуры горисполкома .

       

       

      1.    Жанровое своеобразие детской поэзии Т.Сучковой

           Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.

           Жанровый потенциал детской поэзии огромен: 

      1.    Закличка – небольшая песенка, предназначенная для распевания группой детей. Она может сопровождаться игровыми действиями, имитирующими действия животных и людей. Все явления и силы природы живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок вступает с ними в контакт, в сговор. Просит солнце о тепле и ласке, подсказывает дождю что поливать и как и т.д.

      2.    Приговорка – обращения по принципу просьбы – пожелания. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям, ко всему, что окружает ребенка.

      3.    Кричалка– это новая ступень в познании ребенком мира. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление. Это эмоции и чувства ребенка, запечатленные в слове.

      4.    Прибаутка – небольшое стихотворение, яркая красочная, словесная картинка, отражающая все то, что окружает ребенка в доме, на улице, во дворе. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений – стихия этих стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьезную интонацию, предоставляя возможность ребенку самому разобраться, смешно ему или нет. Необычность ситуаций, действий, поступков, интонаций предлагают ребенку детские поэты в шуточных стихах. В прозаических, знакомых и неинтересных предметах и явлениях они способны увидеть необычное, удивительное. Они приглашают ребенка порадоваться и посмеяться вместе, если ребенок разгадает тайну стиха, словесные и смысловые проделки автора, обнаружить нелепость и несоответствие.

      Перевертыши – игра ума по обратной координации вещей и явлений. Содержанием их является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Это

      прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную

      потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

      5.    Считалка – стишок с четким ритмом, возможность кричать отдельно каждое слово. Непосредственно предназначаются для расчета играющих, определения водящего в салочки, прятки, жмурки. Можно еще и играть в считалку. Некоторые из них заканчиваются вопросом, заданиями, указаниями и прочими требованиями.

      Авторская считалка остросюжетна, динамична, обладает волшебными свойствами. Остается хорошее веселое расположение духа.

      6.    Скороговорка – веселая безобидная игра в быстрое проговаривание труднопроизносимых стишков и фраз. Прелесть скороговорки в том, что с первого раза ее ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры ее проговаривают, услышав на слух. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно - баловство, игра в словотворчество. В скороговорке сложная ритмика. Каждый звук подчиняется ритму и создает ритм.

      7.    Дразнилка - это сатира, осмеяние и разоблачение порока.

      Поэт обращается к этому жанру для изображения недостатков, свойственных в той или иной мере детям. Автор высмеивает лень, жадность, трусость, бахвальство и прочие дурные привычки. Смешные, нелепые ситуации, в которых изображены детские недостатки, интересны дошкольникам. Выразительные портреты нерях, ленивцев, упрямцев, хвастунишек, трусишек привлекают детей тем, что ребенок, узнавая порок, уверен, что сам-то он не похож на этих героев. Увлекательной представляется игра, которую затевает поэт с маленьким читателем, делая его участником осмеяния, отдавая ему роль пересмешника.

      8.    Звукоподражания - автор собирает вокруг сюжета звучащие слова, которые озвучивают картинку ( настойчивое повторение жжжж- воспроизводит полет пчелы).

      9.    Детские лирические стихотворения – это целый пласт красочных, образных зарисовок о природе, ее явлениях, вызывающих живой интерес у малышей. Природа оставляет неизгладимый след в сознании ребенка, формирует его эстетические чувства.

      Литературный анализ сборника Т.Сучковой показал, что в нё преобладают детские лирические стихотворения (36%), например, “Тёплый дождик”, “Рыжий лис”, “Утром”, “Дождик”, “Пауки”, “Облака”,  “Хомячок”, “Снег”, “Метелица”, “Капелька”, “Брусничка”, “Розовые дни”, “В небе”и др.

      Далее по большинству следуют стихотворения-звукоподражания (“Что за гости едут к нам?”, “Лягушка-квакушка”, “Кто спрятался за речкой?”, “Встреча”, “Колыбельная” и др.) и прибаутки (“Пожар”, “не везёт”, “Шуточная песенка”, “Черника” и др.) - по 10% соответственно.

            Примерами считалок могут служить стихотворения “Груши”, “Считалочка”, “На машине”, приговорок – “Непослушный гусёнок”, “Светофор”, “Хочу быть маленьким”, “У лисицы”.

      Из всех вышеперечисленных жанров  детской поэзии в сборнике отсутствуют скороговорки.

      Количественный анализ жанрового многообразия сборника “Тёплый дождик” представлен в следующей диаграмме (детские лирические стихотворения – 36%, прибаутки и звукоподражания – по 10,6%, считалки и приговорки – по 8,5%, дразнилки, перевёртыши, кричалки – по 6,3%):

      3.  Цветовая лексика сборника

      3.1.Понятие о цветовой лексике

           Цвет – одно из важнейших свойств предметов и явлений окружающей жизни. С точки зрения физики в природе существуют световые волны, а цвет -  это порождение нашего глаза и мозга. Это находит отражение в языке, мы называем цвета, т. е используем цветовую лексику при номинации цветов.          

            Результатом семантического развития цветовых слов явилось сосуществование в языке их прямых, переносных и символических значений на разных этапах развития языка, в том числе и в языке современном, что активно использовалось и используется в различных видах и жанрах словесного художественного творчества - в фольклоре, средневековой литературе, в современной прозе и поэзии.

            Дети любят яркие и чистые цвета, через цвет они выражают своё отношение к изображаемому герою: мама, бабушка, любимый кот, собачка в рисунках детей всегда раскрашиваются яркими красками, а в изображении отрицательных героев преобладают тёмные тона. Поэтому ндивидуально-авторские интерпретации цветообозначений у детских писателей  основаны на объективных свойствах элементов лексической системы - на реализованных в языке или потенциальных свойствах слов со значением цвета.

      3.2. Классификация по цветам

        В детской поэзиицвет служит средством оценки предметов и персонажей и сильно воздействует на эмоциональное состояние детей (тёмные тона символизируют зло, страх, а яркие – добро, радость, счастье). Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов.

       Мы ограничимся перечнем символических значений основных цветов и приведем несколько характерных примеров, доказывающих уместность выбора определённого цвета в детских стихотворениях.

      3.2.1. Золотой и жёлтый цвет

      В книге Л.Н.Мироновой «Символика цвета» золотому и жёлтому цветам даются следующие определения: желтый — цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет; цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев; золотой - символизирует Солнце, сознание, разум, истину и состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядку напряженности, радость, праздник, игру, красоту.

      Золотисто-желтый - это символ солнца и божественности.

      Эти два цвета объединены мной в одну группу, т.к. «золотой» во всех проанализированных случаях служит для обозначения цвета «подобный жёлтому».

           В сборнике Т.Сучковой группа слов, обозначающих золотой и жёлтый цвет, самая многочисленная. Она представлена именами прилагательными: всего 22 упоминания, что составило 29% от всех цветоупотреблений.

           Например: золотые бороды («Звёздные гномики»), ёжик золотой («Луна»), золотую розу («Утром»), золотые зёрнышки («Бурундук»), жёлтой розой («Утром»), жёлтой звёздочкой («Попугай») и др. – ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

      3.2.2.Белый цвет

      Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

      Символические значения белого: полный покой, безмятежность,  мир, тишина, чистота,  целомудрие.

          Белый цвет – второй по частоте использования  в сборнике «Тёплый дождик», выражен именами прилагательными в полной форме, лишь в одном случае – краткой формой:

                Во дворе белым-бело,

                В белых шапках деревца

                И сугробы у крыльца.  («Зимой»)

      Всего найдено 11 случаев использования цвета «белый», что составило 14% от общего количества цветообозначений - ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

      3.2.3. Зеленый цвет

      Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Как символ весны и растительности он стал символом победы жизни над смертью.Зеленый — цвет травы и листьев, именно в этом значении его использует поэтесса:

                  Солнце в небе, как жар-птица,

                  На зелёный клён садится. («Жар-птица»)

                  Там зелёный парк за окнами шумит. («Попугай»)

           Однако «зеленый» - это ещё символ юности и надежды в католическом искусстве. Именно в этом смысле он употребляется  как цвет одежды ангела в картинах миропомазания. Именно на этом значении цвета строится стихотворение «Зелёная песенка», где Зелёный город символизирует добро, дружбу, надежду в противовес далёкому Чёрному город, в котором «так трудно было жить».

          Зелёный цвет – на третьем месте по частоте использования: 10 раз,13%  - ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

                                                        3.2.4. Синий  цвет

           Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность, таинственность, благородство и чистота,  совершенство.

           В 8 случаях из 9 поэтесса использует имена прилагательные, 1 раз – имя существительное:  

                                              Нежно лучик скользнул по траве,

                                               Ярко солнце зажглось в синеве. («Зубрёнок»)

          В Синем царстве под волной

          Спит на скалах царь морской. («Небылица») – ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

             Частота использования синего цвета – 11,8% от общего количества.

      3.2.5. Прочие цвета

             Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным, не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой–либо психической тенденции.        

             Серебряный выходит из серого, выражает стремление к свободе и попытку преодолеть все ограничения. Серебряный цвет отличается стойкостью и уменьшает волнение. Он всегда медленно струится, освобождает от эмоциональной скованности, отличается способностью проникать везде. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе.

           Эти цвета использовались в 7,8% случаев:  

                Серебряная птица мне   приснится,

                 И в сказку унесёт меня она.  («Серебряная птица»)

                      В серой шапке енот

                      По лесной тропе идёт.  («Енот»)

         Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью. В русском народном языке слово «черный» обозначает нечто старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска: черная старуха, чернавка, черный ход, черный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: черный юмор, «пить по-черному»…

            Черный  цвет Т.Сучковойиспользовался в 7,8% случаев как в прямом  значении (указание на цвет), так и в переносном (символ зла):

      У чёрной вороны волшебный халат.

       Взмахнёт рукавами два раза подряд… («Волшебный халат»)

                 В далёком Чёрном городе

                 Так трудно было жить. («Зелёная песенка»)

            Розовый цвет  символизирует эмоции, иллюзии, романтичность, доброту, красный – энергию, радость, красоту, любовь и полноту жизни:

      Солнышко, солнышко!

      Розовые щёчки… («Весна»)

                 Красный сарафан в горошки

                  Вот уже висит, как брошка. («Божья коровка»)

           Частота использования этих цветов в сборнике «Тёплый дождик» - по 5% соответственно.

           Воздействие, оказываемое рыжим цветом, является теплым, радостным и возбуждающим (использовался цвет  в 4% случаев):

                   Машет оленёнок

                   Рыжими ресницами… («Оленёнок»)

                   На окне сидела киса –

                   В рыжих пятнах Барбариса. («Киса Барбариса»)

                 Сиреневый цвет использовался только 1 раз – 1,3% – ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

      Таким образом, для раскрытия  духовной жизни ребёнка поэтесса использует яркую метафоричность, соответствующую  цветопись, причем преобладающим оказалось использование золотого (жёлтого) цвета (29%), белого (14%), зелёного (13%), что обосновано лексико-семантическим значением данных цветообозначений.

          Общая диаграмма цветообозначений выглядит следующим образом:             

      4.Преемственность поэзии

      Чтобы проследить преемственность  в творчестве Т.Сучковой, я использовала заповеди для детских писателей, сформулированные К. Чуковским, и выявила аргументированную (подбором соответствующих стихотворений) реализацию следующих особенностей авторского видения детской поэзии:

      1.    Стихи должны быть графичны: в каждой строфе, а то и в каждом двустишии должен быть материал для художника.

      Сказки и стихи Сучковой — это почти мультфильмы, фантастическое и роскошное богатство для художника.  Так, очень интересно было для меня лично проиллюстрировать стихотворение «Лягушки-квакушки»:

      Лягушка-квакушка сидела на кочке,

               А рядом подружка её на песочке.

               Лягушки-квакушки цветам улыбались,

               Вот прыгнули в лужу:

               - Ква, ква! – рассмеялись.

               Им спинки в воде щекотала трава,

               И квакали дружно лягушки:

               - Ква, ква!

      2.    Нужна наибыстрейшая смена образов: картинки быстро сменяют одна другую. В каждой строчке -  активное движение, динамика:

      Муравей залез на кочку,

      На берёзовом листочке

      Он к оврагу полетел,

      Все пенёчки осмотрел

      И в малиннике густом

      Приземлился под кустом… («Муравей»)

      Следуя за непосредственностью и непоседливостью ребенка, поэтическая сказка тоже непоседлива и изменчива — все время предлагает новое, интересное, яркое.

             Картинки должны быстро сменять одна другую. В каждой строчке как будто новый кадр, новый предмет, животное и активное движение, динамика.

                Позвала гусей бабуся,

               И на берег вышли гуси.

              Лишь один в пруду остался

             И до вечера плескался.

             Только вышел из водицы –

             Чуть не сцапала лисица…

                                   «Непослушный гусёнок»

               Паучок из паутинки

      Ткёт воздушные перинки.

              Вот комарики летят,

             Только носики торчат.

                                    «Воздушные перинки»

      3.    Словесная живопись должна быть лиричной. В каждом стихотворении - своя эмоциональная окраска, которая показывается голосом, интонацией, темпом чтения, паузой переживания и определяет тональность фрагмента.

      Читала стихотворение «Цапля» и представляла себя на её месте – такую несчастную, больную:

      Цапля заболела,

      Не пила, не ела.

      Две недели цапле

      Капали мы капли,

      Горлышко лечили,

      Молоком поили,

      Грели лампой спину,

      Давали витамины.

      Сшили тёплые сапожки:

      Больше не простудит ножки.

      4.    Нужна подвижность и переменчивость ритма: это позволяет создать иллюзию разговорной речи, как будто мама  рассказывает что-то очень интересное. Такая свобода облегчает восприятие стихов на слух, делает их подвижными, живыми.

      Кто-то спрятался за речкой

      И кричит как я:

      - Бе-бе?!

      - Это серая овечка!

      - Нет, нет, нет, -

      Скажу тебе… («Кто спрятался за речкой?»)

           5.  Нужна повышенная музыкальность поэтической речи.

      Для ребенка не существует написанных стихов — только звучащие, поэтому для них важна музыкальность, особая звучность.Кстати, один из разделов сборника «Тёплый дождик» так и называется: «Стихи, которые стали песенками».

      6.    Рифмы в стихах должны быть как можно ближе друг к другу:

      Катя удивилась:

      Тучка раскрошилась.

      Сыплются крошки

      В Катины ладошки.  («Снег»)

      7.    Рифмы детских стихов должны быть главными носителями смысла всей фразы:

      Та песенка зелёная

      Нашла себе друзей,

      От песенки зелёной

      Им стало веселей. («Зелёная песенка»)

           8.   Каждая строка должна жить своей собственной жизнью. Детским стихам

      свойственно жить отдельными строчками, которые врезаются в память и живут

      в нашей речи, как пословицы и поговорки, как другие устойчивые обороты.

                 Погрузила баба в тачку

                Двух свиней, одну собачку,

                Антикварный самовар и

                И махнула на базар. («Шуточная песенка»)

      9.    Не загромождать детских стихов прилагательными. Стихотворение «Дружная семейка» - пример насыщенности глаголами, действием, событиями при отсутствии прилагательных:

      Весело топор стучит,

      Как струна, пила звенит.

      Рубит кот в лесу дрова,

      Пилит дерево сова,

      Ей ворона помогает,

      Слон в машину загружает.

      Возле пня костёр горит,

      На поляне стол накрыт.

      В белой юбке повар-кошка

      Постучала громко ложкой:

      - Приглашаю всех на ужин!

      Коллектив наш очень дружен.

      Это стихотворение ярко иллюстрирует ещё один признак детской поэзии:детские стихи должны быть игровыми, ведь каждую строку в нём можно инсценировать и вообще разыграть в виде сценки.

            10. Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.

      Детские стихи должны вызывать и у взрослого положительный эстетический отклик — приятное звучание, интересные и в то же время удачные по созвучию рифмы, ритм стихотворения, помогающий его читать, а не нарушающий впечатление — вот признаки настоящей поэзии.

      Действительно, начав читать стихи Т.Сучковой, я не могла от них оторваться, хотя давно не считаю себя ребёнком.

           Новаторские черты поэзии – в её тематическом многообразии: забавные зверюшки, красочная природа, компьютеры, небоскрёбы, светофоры  – невозможно перечислить все реалии, отображенные в сборнике и столь интересные детям.

      Заключение

      Сегодня очень важно наполнить нашу жизнь благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что мы в этом возрасте познаем и делаем. Это жизненно необходимо как для меня, так и для моих сверстников.

           Поэтому в своей работе я обратилась к творчеству местной поэтессы, очень опытного и мудрого  человека, которая считает, что очень важно заронить в сердца современных детей ростки чувства любви к своей Родине, «малой» и «большой».

           Я считаю, что детская поэзия воспитывает в нас стремление к таким идеалам, как добро, правда, истина, красота, справедливость. Они изначально заложены в человеке, а стало быть, являются природными и естественными идеалами.  Для нас это станет опорой в жизни, в духовном становлении.

          Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью.

           Жанровый анализ сборника Т.Сучковой “Тёплый дождик” выявил преобладание в нём детских лирических стихотворений (36%), далее по количественному преобладанию следуют стихотворения-звукоподражания и прибаутки (по 10% соответственно).

      Стихотворения содержат большое количество цветообозначений, употреблённых в своём прямом и переносном значении. Весь цикл построен на активном использовании слов со значением цвета.

      Самая употребительная группа – обозначения золотого цвета. Это цвет символизируетпозитивную энергетику: веселье, разрядку напряженности, радость, праздник, игру, красоту.

          Создавая стихи для детей,  Т.А.Сучкова  непосредственно следовала заповедям К.Чуковского, одновременно создавая свой, уникальный авторский стиль. Стихотворения написаны простым детским языком , эмоциональны, доступны, легко воспринимаются , но в то же время они оказывают большое воспитательное значение .

           На творческой встрече с Т.Сучковой меня ждала  одна приятная неожиданность: оказывается, писательница раньше была в моей родной деревне и в её творческом багаже есть стихотворение, посвящённое д.Ратичи, в частности, огромному яблоневому саду, который с восторгом вспоминают   мои родители. Оно будет напечатано в следующем, готовящемся к изданию сборнике.

      В перспективе хотелось бы продолжить изучение творчества местных поэтов, т.к. это способствует не только ознакомлению с талантливыми земляками, но и нашему духовному обогащению.

            Таким образом, практическое значение представленного проекта велико. Наработанный материал  может быть использован в реальной жизни, на классных часах.

      Видеопрезентация научно-практической работы

      ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ ТАТЬЯНЫ СУЧКОВОЙ (ПО СБОРНИКУ «ТЁПЛЫЙ ДОЖДИК»)

       

       

       


      Счетчик тИЦ и PRЯндекс цитирования     Яндекс.Метрика           Rambler's Top100  Анализ интернет сайта  
      X